'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 57

Просмотры  20 просмотров

Павлова А.А.

  


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются основные формы и методы обучения в китайской средней школе.   

Ключевые слова:
педагогика, формы обучения, методы обучения, Китай, функциональная грамотность, гаокао   


На сегодняшний день Россия и Китай – это центры современного мира. Партнёрские отношения находятся в самой тесной взаимосвязи за всю историю существования стран. Взаимовыгодное партнёрство распространено на самые крупные сферы жизнедеятельности государства – экономическую, промышленную, медицинскую и, в том числе, научно-образовательную. Правительства обеих стран осознают, какое значение имеет качественное образование в общественном прогрессе, экономическом развитии и национальном процветании. И в России, и в Китае на сегодняшний день повышение качества образования поставлены на уровень национальных стратегий [1, с. 7].Примером успешного внедрения философии «познавательной потребности» является Китай. Образовательная повестка среди граждан страны заключается в том, что получение высшего образования – это путёвка к интересной работе и достойной жизни, поэтому начиная с самых младших лет, у детей формируется понимание того, что хорошее образование – это их личная жизненно-важная задача.В Китае существует несколько форм обучения в средних школах. Одна из наиболее распространенных форм - это обычная дневная школа, где ученики посещают занятия с утра до вечера. Обучение в средней школе Китая характеризуется большой нагрузкой. В связи с этим, учебный день разделён на 2 части: с 8 до 11:30 дети изучают основные предметы, которые имеются в учебном расписании каждый день: математику, китайский и иностранный языки. С 12:00 до 14:00 у детей отдых и перерыв на обед и на сон, после которого продолжаются занятия по второстепенным предметам: труд, физкультура, рисование, музыка. С первого дня обучения в средней школе на ребёнка заводится электронный «дневник общего развития», в котором фиксируются успехи, неудачи, склонности и особенности поведения ученика. По окончанию школы на основании этого дневника составляется психологический портрет ребёнка, который играет решающую роль для его дальнейшей учебной или профессиональной ориентации [2, с. 340].Обучение в средней школе Китая подчинено концепции «функциональной грамотности». Данный термин впервые появился в марте 2014 года «в документах о всеобъемлющем углублении реформы программ обучения и реализации фундаментальных задач по воспитанию высокоморальных людей». Функциональная грамотность – способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. В средней школе обучение ведётся по предметам. Школьный предмет – это путь школьного образования. Учебная программа по конкретному предмету направлена не только на усвоение предметного содержания, но и на формирование у учащегося определённых личностных качеств и умений. Согласно концепции «функциональной грамотности», курс по какому-либо предмету включает в себя приобретение следующих ключевых компетенций: базовые знания по предмету, базовые навыки, основные идеи и основные виды деятельности. Данные ключевые компетенции являются четырьмя основами, на базе которых происходит дальнейшее более углубленное обучение и развитие, а также способствуют повышению способностей находить, решать и анализировать проблемы с предметной (математической, физической, биологической и так далее) точки зрения («4 навыка»). Для этого используют все известные и доступные формы и методы обучения. Формы обучения, применяемые в средних школах Китая: урок-лекция, лабораторный урок, проверочный урок, комбинированный урок, факультативные занятия, домашняя работа, экскурсии, внеклассная работа и дистанционное обучение.В рамках концепции функциональной грамотности используются следующие методы обучения:1. Словесные: изложение, рассказ, беседа, объяснение. Направлены на получение школьниками научных знаний. Педагог передаёт знания о научных фактах, природных явлениях, о способах расчетов и так далее. 2. Наглядные методы обучения включают в себя использование наглядных пособий, графиков, схем, плакатов, моделей, демонстрационные материалы. Использование таких методов обучает детей оперировать приобретенными знаниями. 3. Практические: упражнения, лабораторные работы. Позволяют применить теоретические знания на практике, формируют умение оперировать приобретенными знаниями.Помимо стандартных методов обучения в школах Китая применяют:1. «Метод обучения Цзян Чжаочэня грамоте рифмованным текстом». Метод учитывает особенности детской психики, позволяя не просто изучать иероглифы, а изучать их вместе с текстом. Тексты представлены в виде рифмованной формы, содержат естественное, общественное, гуманитарное, моральное и другие виды знаний. 2. «Метод ситуации и эмоции». Стимулирует чувства и эмоции обучающихся и активизирует их познавательную деятельность. 3. Метод «пробования». Метод обучения заключающийся в самостоятельном поиске ответа на поставленный педагогом вопрос. Огромное внимание уделяется патриотическому и социалистическому воспитанию. В 80% школ каждый понедельник проводится торжественное поднятие флага в присутствии всех учеников. Присутствуют пионерско-комсомольские традиции. Так, в 3-ем классе детей принимают в пионеры, а в 7-ом классе они становятся комсомольцами. Таким образом, среди детей культивируется чувство патриотизма и приучение к мысли о том, что они будущие граждане своей страны и будут обязаны внести свой весомый вклад в процветание Родины [3, с. 55].Учебный год начинается 1 сентября и поделён на 2 семестра итоги, которых проставляются в табеле. Оценивание проводится по 100-бальной системе.На время каникул дети получает объёмное домашнее задание, выполнение которого является обязательным. Образовательная система Китая характеризуется высокой конкурентоспособностью, поэтому китайцы стремятся к тому, чтобы их дети посещали как можно больше внеклассных, дополнительных, факультативных занятий.После окончания средней школы старшей ступени для школьников Китая проводится Единый государственный экзамен – гаокао. Данный экзамен является одновременно и выпускным из средней школы и вступительным в любой ВУЗ Китая. Таким образом, рассматривая формы и методы обучения в средней школе Китая, можно сделать вывод о том, что с детства детей приучают к труду и умению применять теоретические знания на практике. Уже начиная со средней школы, дети обучаются по выбранным предметам, которые необходимы для дальнейшего обучения в ВУЗе, что позволяет познакомиться с дисциплиной более углубленно.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Павлова А.А. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 313 - 317. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13009 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13009



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.