'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 49

Просмотры  24 просмотров

Григорьева И.А., Аниськина Ю.В.

  


ЗНАКОМСТВО С ГЕОГРАФИЕЙ РОДНОГО КРАЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
знакомство с географией родного края развивает интеллект, мыслительные процессы, расширяет кругозор воспитанника, пробуждает чувства ребенка, интерес его в изучении окружающего мира не только в пределах города, района, но и всего мира.   

Ключевые слова:
география родного края, Нижегородская область, Географические карты   


Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в нем происходит зарождение и становление первичных представлений образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География», которая интегрирует в себе практически все науки.В Соответствии с ФОП До П. 2.1.3.1 Педагог уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Знакомит детей с содержанием государственных праздников, с традициями празднования, памятными местами в городе, посвященными государственным праздникам.П.2.1.3.2. Педагог расширяет первичные представления о малой Родине. Педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций, развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов, расширяет представления о том, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Однако, в нашей работе есть проблемы, которые затрудняют работу по данному направлению: например, затруднения в подборе интересных форм и способов работы по изучению географии родного края. Не знание самими педагогами региональных особенностей той области, где мы живем и т.д. Педагоги современности М.Д. Маханева, В.И. Слободчиков отмечали, что огромное значение для познания имеет ознакомление дошкольников с, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собою Цель: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, посредством знакомства их с географией Нижегородской области и сформулировали следующие задачи:1. Формировать представления о географических картах, используя тематические блоки. 2. Вырабатывать практические навыки в работе с различными географическими объектами:-Ориентировка по карте -Умение читать и размещать условные знаки -Прокладывать маршруты3.Развивать самостоятельность и инициативу4. Расширять представления о Нижегородском крае, как о малой Родине.Мы сформулировали блоки по направлениям изучения и внедрения элементов географии и задач регионального компонента в образовательный процесс. Таблица 1. Блоки изучения географии родного края. Знакомили детей с достопримечательностями как архитектурными, так и природными. Рассматривали презентацию по «Знаменитым жителям Сарова». Провели исторический экскурс по нашему городу. В процессе изучения заданных объектов мы выделили те блоки, при знакомстве с которыми создавались географические карты и схемы. Например, блок: Водоемы Сарова, Достопримечательности Нижнего Новгорода.Рис 1. Знакомство с картой Сарова. При обогащении содержания РППС мы особое внимание уделяли тем играм, картам и пособиям, которые можно придумать и создать вместе с детьми. Приобрели шаблоны карт: наш город Саров, Нижний Новгород, Нижегородская область, заламинировали их, а дети самостоятельно располагали на таких картах самодельные объекты и мини макеты, прокладывали маршруты, используя цветные магнитики. Так же, на группе оформлены игровые маркеры и лепбуки, макеты по географии Нижегородского края, при создании которых, мы использовали фотографии, рисунки и поделки наших воспитанников. При организации работы с детьми, мы учитывали все направления детской деятельности, интегрируя познавательный географический материал во всех областях. Например: Музыкальная: Нижегородские народные хороводы, Двигательная: Спортивный досуг «Веселое географическое приключение»». Особенно интересно у нас прошла игра: Путешествие на плотах по Водоемам Сарова», где дети сами выбирали маршрут, сами строили плоты и сами придумывали, что они увидели в дороге, и какие встречи и приключения произошли с ними. (Как объяснили дети, почему они выбрали плоты: «Ведь наши водоемы не все соединяются, значит надо плыть на плотах, чтобы разбирать их и переходить между речками пешком»). А еще, нам очень понравилось собирать гербарий лекарственных растений Нижегородской области. Этот гербарий мы оформили в альбом и подарили в нашу городскую аптеку для жителей города.Наши дети очень любят Путешествие по карте, технологию, предложенную Надеждой Александровной Коротковой. Например, чтобы подарить Мордовскому заповеднику нашу интерактивную игру, мы решили «отвести ее сами, придумав, отправится туда на машине из напольного конструктора». По инициативе детей включили новый способ определения маршрута на карте – вместо стрелочек используем цветные магнитики и выкладываем ими предполагаемый путь между пунктами назначения. Так, в нашей географической копилке появились путешествия: «Из Сарова до Нижнего Новгорода», в «Городец за пряниками», «Экскурсия по Сарову» и другие. Так же в нашей копилке появились истории из личного опыта детей, привезенные сувениры фотографии и впечатления из семейных путешествий и экскурсий по Нижегородской области. Разнообразие форм, методов и технологий познавательного развития создают у наших воспитанников устойчивый интерес к географии и изучению Нижегородской области. Играя, путешествуя по картам, знакомясь с водоемами, животными и достопримечательностями Родного края, наши дети учились определять конечные точки маршрута, прокладывать пути, использовать разные виды транспорта, находить на картах значимые объекты, расшифровывать и придумывать самим знаковые символы. Интересной формой для нас стали экскурсии по городу, где наши воспитанники не только знакомились с объектами, но и находили их местоположение на карте города.Самостоятельно придумывать и создавать самодельные схемы и карты наши дети научились в рамках образовательного события. Сначала вместе зарисовывали план группы, участка детского сада: искали «пиратский клад», находили место, где «посажен волшебный цветок». Затем вместе с воспитателем, коллективно нарисовали одну общую карту детского сада. На карте дети самостоятельно разместили значки: кухня, музыкальный зал, кабинет заведующего и т д. При организации нами технологии Гришаевой Н.П. «клубного часа» детям она очень пригодилась.Рис 2. Клубный час. Ориентировка по плану схеме детского сада. Особенно удачным опытом мы посчитали создание интерактивных карт с участием детей. Первая наша подобная интерактивная игра – карта, посвящена Мордовскому заповеднику. Дети сами рисовали обитателей заповедника, а текст подбирали, учили и озвучивали вместе с родителями. Затем мы собрали этот материал в компьютерную интерактивную презентацию, и показали воспитанникам подготовительной группы, а также на родительском собрании. Кару эту мы подарим Мордовскому заповеднику 5 марта на день рождения. По такому же принципу мы создали Карту достопримечательности города Саров.Опираясь на характерную для детей старшего дошкольного возраста потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, мы обеспечивали условия для развития детской самостоятельности, инициативы и творчества. Мы создавали игровые и проблемные ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливали на поиск новых, творческих решений. Тематику ситуаций нам помогали определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и др. Например: Какая река течет по нашему городу? Где живет зубр? Можно ли из Сарова улететь на самолете в Москву? Любое творческое начинание наших детей мы стремились поддержать, оформляя персональные выставки, мини - музеи, фотоколлажи. Нижегородская область славится народными промыслами и мастерами. Вместе с нашими детьми мы посетили городской музей народной игрушки, где не только познакомились с промыслами нашей Родины, но и рассмотрели их месторасположение на карте. Образовательный процесс предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых (педагогов и родителей). Поэтому, мы выстраивали партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, используя разные формы взаимодействия. Особенно детям нравилось делиться своим опытом, впечатлениями, эмоциями после семейных экскурсий и поездок. Родители заинтересовались этой темой и включились в деятельность по презентации детьми своего опыта путешествий. Опыт нашей работы по знакомству детей с Географией родного края мы считаем интересным и актуальным, так как он помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка и решить задачи формирования познавательного интереса у воспитанников. Это интересный способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и природными особенностями нашей области. Мы планируем не останавливаться на достигнутом, будем и дальше путешествовать по карте и изучать географию нашей Родины.Рис 3. Наша группа № 4.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Григорьева И.А., Аниськина Ю.В. ЗНАКОМСТВО С ГЕОГРАФИЕЙ РОДНОГО КРАЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 273 - 282. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13001 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13001



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.