'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 48

Просмотры  27 просмотров

Головина Е.И.

  


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены содержание работы по развитию речемыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической деятельности по развитию речемыслительных процессов у данной категории детей.   

Ключевые слова:
речемыслительные процессы, старший дошкольный возраст, дети с ЗПР   


Речемыслительные процессы, представляя единый процесс порождения мысли и речи, составляют материальную базу общения. Изучение этого феномена носит междисциплинарный характер. Речемыслительные процессы выступают предметом исследования таких научных дисциплин, как: психология (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), педагогика (Л.И. Альдаров, Н.А. Менчинская), лингвистика и психолингвистика (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, А.И. Зимняя и др.).Речемыслительные процессы – это развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. В процессе развития ребенка с задержкой психического развития происходит созревание высших психических функций, при этом развитие речемыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР рассматривается как важное направление коррекционной работы, результатом которой является формирование полноценной личности ребенка и подготовка детей к школьному обучению.В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что дети с ЗПР – многочисленная, разнородная по своему составу категория. В связи с этим вопрос выявления специфики речемыслительных процессов с целью оптимизации процесса их коррекции продолжает оставаться актуальными [1].Задержка психического развития (ЗПР) – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.Подавляющее большинство специалистов в области дефектологии отмечают в качестве основной проблемы при ЗПР трудности в обучении, обусловленные недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, а также особенностями их эмоционально-волевой сферы. Речевые нарушения детей с ЗПР обусловлены сложностью усвоения ими родного языка как кодовой системы. В речи ребенка с ЗПР это проявляется в виде стойких специфических ошибок (лексических, грамматических, фонетических), что, безусловно, отражается на формировании связной речи и специфике формирования речемыслительных процессов в целом [2].Весь процесс коррекционной работы с детьми с ЗПР должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Поэтому в процессе различения звуков необходимо проанализировать звуковой строй слова, определить место звука в слове. Широко используется сравнение графических схем слов, поиск того или иного звука в словах [5].Учитывая характер речевых нарушений, проводится коррекционная работа над речевой системой в целом. На каждом занятии ставится задача коррекции не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.В процессе работы необходимо исходить из принципа постепенного формирования мыслительных действий:1. Характерной особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация восприятий различной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Таким образом, воспроизведению звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа и кинестетические ощущения от движения руки.2. Важнейшим является дифференцированный подход, включающий в себя учет особенностей высшей нервной деятельности: психических особенностей ребенка, его работоспособности, особенностей двигательного развития, уровня речевой незрелости, симптомов речевых нарушений, их механизмы.3. Коррекцию речевых нарушений мы связываем с общим развитием моторики ребенка и преимущественно мелкой моторики рук. В связи с тесной связью в развитии ручной и артикуляционной моторики занятия должны включать в себя упражнения на мелкие движения рук, задания на вербализацию действий и элементы логопедической ритмики.Содержание работы по развитию речемыслительной находится в соответствии с программой для детей с ЗПР:1. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с задержкой психического развития очень консервативны и трудно поддаются изменению, нужно особенно тщательно прорабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.2. Для работы характерно частое повторение упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и форме. Это вызвано слабостью замыкательной функции коры, трудностью создания новых условно-рефлекторных связей, их непрочностью и быстрым исчезновением без достаточного укрепления.3. Приобретенные навыки и умения необходимо закреплять в разных ситуациях, на разных материалах.4. В связи с быстрой утомляемостью и склонностью к защитной заторможенности у детей с задержкой психического развития приходится часто менять виды деятельности, при этом ребенок переходит от одного вида работы к другому.5. Особенностью работы является тщательное дозирование заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности требует постепенного усложнения задач и речевого материала, каждую задачу необходимо разбивать на простые задачи.6. При обучении ребенок должен четко понимать цель урока. В связи с этим цели урока должны быть представлены ребенку предельно конкретно и доступно.7. Для эффективного овладения детьми с ЗПР правильными речевыми и языковыми навыками необходим определенный, не слишком быстрый темп работы.8. Чтобы вызвать интерес к коррекции речи у ребенка с задержкой психического развития, нужно воздействовать на его эмоциональную сферу.9. Неразвитость контроля и слабость волевых процессов требуют тесной связи работы дефектолога, логопеда, педагога и родителей. Необходимо организовать педагогический процесс таким образом, чтобы правильное речевое мышление укреплялось не только на логопедических занятиях, но и вне занятий, осуществлялось наблюдение педагогов и родителей и помощь в коррекции речевых нарушений.10 При долгосрочном планировании логопеды учитывают необходимость вовлечения всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей, в коррекционную работу с детьми. Нужно уделять большое внимание поддержке логопедических знаний [4].Этапы коррекционной работы:1. В коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития постепенно использовать последовательный переход от одной фазы формирования конкретного речевого навыка к другой, что обусловлено особенностями психической деятельности.2. Материализация действия на основе вспомогательных средств. Таким образом, работа по освоению дифференциальных звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяющий звуки из слова, расставляет фишки разного цвета по клеточкам, соответствующим тому или иному звуку.3. Выполнение действий в речи. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе своего слухового и кинестетического образа, не опираясь на вспомогательные средства, определяет наличие в слове того или иного звука.4. Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок различает звуки без материального и речевого обеспечения, согласно иллюстрации [3].Разрабатывая систему специального образования и воспитания детей с ЗПР, педагоги и психологи исходят из того, что различные функции интеллекта не могут быть затронуты в одинаковой степени. Такое отношение подтверждается и многочисленными исследованиями, доказывающими, что эффективность воспитания и обучения детей с ЗПР, даже если они имеют одинаковые дефекты психофизического развития, оказывается весьма различной. Это связано с индивидуальными особенностями каждого ребенка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Головина Е.И. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 267 - 272. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13000 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13000



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.