'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 44

Просмотры  38 просмотров

Вахнина Ю.Н., Афонин Н.Н.

  


СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ: КАК ОН РАСКРЫВАЕТСЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается применение метода проектов в образовании. Приводятся примеры того в каком виде и для чего необходимо внедрять метод проектов. Делаются выводы, как изменится жизнь людей после включения его в общество.   

Ключевые слова:
метод проектов, образование, проект   


В настоящее время образовательные программы в российских школах выстраиваются с учетом личностно-ориентированного подхода, под которым понимается обучение подрастающего поколения, ориентированное на индивидуальность каждого из них. В рамках такого подхода от педагогов требуется использование различных воспитательных и просветительских методов, позволяющих ученикам самостоятельно, используя собственные силы, добывать новую учебную информацию. Для того чтобы успешно реализовать намеченные образовательные цели представители педагогической науки разработали комплект технологий. Одной из них является метод проектов.Впервые проектный метод был применен в начале двадцатого столетия в американских школах, которые специализировались на выращивании сельскохозяйственных культур. Еще тогда зарубежные преподаватели задумались о том, как научить школьников применять теоретические знания, касаемые сельского хозяйства на практике. Конструкт «проект» стал употреблять педагог по имени Д. Снезден, в тоже время его закрепили в США официально [1]. Создателями проектного метода обучения принято считать ученых из США У.Х. Килпатрик и Дж. Дьюи. Именно они предложили строить процесс обучения детей таким образом, чтобы школьники самостоятельно желали добывать «знания», опираясь на свои собственные интересы. По мнению У.Х. Килпатрика, проектный метод обучения – это такой метод, который учит школьников заранее продумывать план и целесообразность своих действий, связанных с достижением учебной цели в реальности [1]. Поэтому, по мнению ученых, каждый учитель должен был преподносить содержание урока с учетом реальных и насущных проблем, решение которых бы ложилось на плечи обучающихся. У.Х. Килпатрик и Дж. Дьюи считали, что дети должны сами учиться справляться трудностями, используя как раз-таки недавно приобретенные знания, а в обязанности учителя входит лишь помощь в поиске источников информации. Данный процесс и стал называться проектной деятельностью.В практику российского образования метод проектов вошел тоже в начале XX столетия. Обнародовал и стал применять в соответствии с российскими стандартами обучения такой метод впервые С.Т. Шацкий. Ученый предложил систему технологического обучения, в процессе реализации которой школьники должны были научиться рационально использовать материалы и предназначенные для этого инструменты [2]. Позднее активно стал демонстрировать метод проектов и А.С. Макаренко. По его мнению, именно проекты позволили приобщить советских школьников к труду [3]. В практику российского образования метод проектов вошел тоже в начале XX столетия. Обнародовал и стал применять в соответствии с российскими стандартами обучения такой метод впервые С.Т. Шацкий. Ученый предложил систему технологического обучения, в процессе реализации которой школьники должны были научиться рационально использовать материалы и предназначенные для этого инструменты [2]. Позднее активно стал демонстрировать метод проектов и А.С. Макаренко. По его мнению, именно проекты позволили приобщить советских школьников к труду [3]. Конструкт «проект» происходит от латинского слова «projectus», что в прямом смысле обозначает разработку определенного плана, согласно которому человек в дальнейшем действует. В современной педагогике существует немалое количество определений, изучая которые представляется возможность понять сущность рассматриваемого нами метода. Так, например, в начале двадцать первого столетия популярный отечественный ученый Н.В. Матяш детально в своих трудах изложила значимость и предназначение проектного метода. Наряду с этим автор на практике доказала, что проектная деятельность действительно способствует развитию индивидуальности и многим немаловажным личностным качествам обучающихся с первой ступени. «Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия» [4], – пишет Н.В. Матяш.Несколько иное определение термину «метод проектов» дает В.М. Полонский. По мнению ученого, под ним следует подразумевать способ организации учебного процесса школьников, в ходе которого обучающиеся любой школьной ступени добывают знания, отрабатывают умения и приобретают новые, наиболее лучшие навыки благодаря тому, что учатся выстраивать план своих действий и планомерно достигать нелегкие практические цели [1].Обобщая мнения педагогов и методистов, мы полагаем, что сущность метода проектов заключается в следующем:– данный метод является интересной и привлекательной для школьников разных возрастов формой организации их учебного процесса;– метод проектов позволяет расширять знания учеников, учит применять их на практике;– благодаря коллективному формату работы над проектами школьники учатся коммуницировать с друг с другом, договариваться и приходить к единому, выгодному для всех решению поставленных в рамках темы задач;– благодаря проектному методу удается развивать многие личностные качества: познавательность, умение и желание размышлять логически, умение действовать без поддержки взрослого (самостоятельно), умение работать с потоком учебной информации и соответственно решать поставленные педагогические цели. Следует отметить, что в образовательном пространстве метод проектов применяется достаточно обширно. Для того, чтобы определить учебное назначение проектного метода, необходимо охарактеризовать его типологию и типы.Рассмотрим актуальные типы проектов, рекомендуемые рядом ученых (Е.С. Полат [5], Г.К. Селевко [6]) для применения в образовании:1. Исследовательские – такие проекты достаточно схожи с научной деятельностью. В обязанности школьников входит доказательство актуальности выбранной ими тематики, обязательно должна быть сформулирована проблема исследования, которую в конечном результате ученики должны будут решить, требуется наличие важных научных составляющих (например, определение объекта, гипотезы, методологии и т.д.). Следовательно, исследовательские проекты имеют четкую структуру и логику содержания. 2. Творческие – требования к таким проектам не отличаются особой жесткостью. Содержание может быть изменено в соответствии с задуманным результатом. Как отмечает Е.С. Полат, оформление результатов творческого проекта «требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.» [2].3. Информационные проекты – это тип проектного метода обучения, который чаще всего применяется в школах. В рамках таких проектов школьники занимаются поиском заданного учителем материала или информации, которая будет соответствовать определенной теме урока. В рамках таких проектов его участники знакомят своих сверстников с содержанием, приводят факты и главные тезисы. Чаще всего рассматриваемый тип проектов оформляется в виде презентации, доклада. 4. Социально значимые – такие проекты отличаются четкостью сформулированного результата, которого должны достичь ученики. Как правило они реализуются в интересах определенного объекта, например, для животных, для птиц, для людей и т.д. Социально значимые проекты учат школьников действовать сообща, соблюдая разработанный план [3].Также Е.С. Полат выделяет и ряд других типов проектов:– экологические (требуют знание нескольких предметов для определения проблемы, истории происхождения, касаемой определенного экологического объекта);– естественно-научные (в рамках таких проектов школьники знакомятся с интересными фактами, выявляют лучшие продукты, узнают качество и т.д.);– литературно-творческие (в рамках таких проектов школьникам предлагается заняться, например, сочинением поэтических строк, созданием тематической статьи для школьной газеты, разработкой видеокадров по мотивам повести, сказки и др.);– культуроведческие (в рамках работы над такими проектами ученики знакомятся с обычаями наций, с традициями разных народов) и т.д. [2].Логическая структура работы над проектами в школе содержит пять основных этапов. Отобразим их на схеме 1.Схема 1. Этапы проектной деятельности.Рассматривая значимость метода проектов в контексте достижения результатов, прописанных во ФГОС ООО, мы полагаем, что рассматриваемая нами технология позволяет развивать с одной стороны, коммуникативные и регулятивные, а с другой стороны, познавательные и личностные УУД [1]. В ходе работы над проектом, обучающиеся среднего звена продолжают учиться размышлять, находить связь между предметами исследования, выстраивать рациональные планы будущих действий, пояснять и доказывать собственную точку зрения. Все эти навыки относятся к познавательным. Что касается коммуникативных действий, то здесь необходимо заметить, что, занимаясь проектной деятельностью, школьники учатся планировать свои собственные действия в зависимости от мнения других, действовать сообща, подстраиваться под возможности своих коллег по проекту, речь обучающихся становится более лаконичной, отмечается логическая последовательность выражаемых мыслей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Вахнина Ю.Н., Афонин Н.Н. СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ: КАК ОН РАСКРЫВАЕТСЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 241 - 248. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12996 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12996



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.