'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  80 просмотров

Новикова Ю.С., Селюкова А.А.

  


ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА *

  


Аннотация:
в данной научной статье приводится характеристика объектов накопленного экологического вреда. Анализируется правовой режим площадки «УсольеХимпром». Формулируются проблемы деятельности по ликвидации опасных отходов, а также предложения по совершенствованию работы на особо опасном объекте «УсольеХимпром».   

Ключевые слова:
накопленный вред окружающей среде, ликвидация, экологический ущерб, опасные химические отходы   


Под накопленным вредом окружающей среде понимается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и другой деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объёме.Объектами накопленного вреда окружающей среде признаются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.Такие объекты учитываются путём их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, порядок ведения которого устанавливается Правительством России.Несмотря на высокую экологическую опасность ООО «УсольеХимпром» на протяжении многих лет не был включён в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде до 28.04.2020 г.История площадки «УсольеХимпром». История «Усольехимпрома» началась 1 октября 1933 года с простой телеграммы из Москвы, в которой говорилось - необходимо в самый короткий срок построить в Иркутской области химический комбинат.Датой основания «Химпрома» считается 2 августа 1936 года, именно в этот день была выпущена первая партия этиловой жидкости.В годы Великой Отечественной войны на завод эвакуировали оборудование Сакского хлорного цеха из Крыма, а также оборудование завода из Сталинграда (сегодня — Волгоград). Предприятие стало набирать обороты и стало единственным, где выпускали каустическую соду и хлор.1958 г. - Пленум ЦК КПСС принимает решение - ускорить развитие химической промышленности. Для более эффективного управления Иркутский совнархоз объединил химический завод в Усолье-Сибирском со строящимися объектами в единый комбинат, который получил название Иркутский химкомбинат №1, на котором было создано производство кислорода и азота, действие комплекса цехов хлорной группы на базе использования диафрагменного электролиза и крупнотоннажное производство карбида кальция, необходимого для получения ацетилена.В 70-е годы на предприятии наладили производство каустической соды методом ртутного электролиза и кремний - органических мономеров. 19 октября 1970 года стало отправной точкой в развитии экологической катастрофы. Произошел взрыв на производстве синтетического каучука наирит. Тогда были полностью разрушены производственные мощности. Бетонные блоки с завода отбросило на 500 метров, в домах, расположенных в радиусе 4-5 км вылетели стекла. Восстанавливать производство не стали. Считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что производство было построено на пересечении розы ветров, что повлекло существенную опасность для населения г. Усолье-Сибирское.Попытка наладить производство привела к продолжению функционирования завода и создания и накопления химически опасных веществ.В 1998 году руководство предприятия признало нерентабельным цех ртутного электролиза. Цех закрыли. Именно он впоследствии и стал основным элементом «химической бомбы», подложенной под город со 100-тысячным населением.На месте остался крупнейший очаг ртутного загрязнения. За период работы с 1970 года цех сбросил в окружающую среду около 1461 тонн тяжелого металла, из которых 60 тонн попали в реку Ангару.После того, как цех прекратил работу, территория не была должным образом демеркуризирована - обезврежена от ртути. Все эти годы там хранились емкости с химическими веществами. Почва, подземные воды и корпуса - все полностью было пропитано токсинами.В 2005 году на базе завода было создано ООО «Усолье-Сибирский силикон». Предприятие пыталось выжить за счет выпуска поликристаллического кремния и моносилана для микроэлектроники и солнечной энергетики. Производством поликристаллического кремния в Усолье-Сибирском заинтересовалось Роснано. Госкорпорация вложила 12 млрд рублей. Глава Роснано Анатолий Чубайс заявлял, что производство поликремния в Усолье — это «старт для создания в России кластера солнечной энергетики». С 2016 года началась процедура банкротства, таким образом производственная деятельность предприятия была полностью остановлена.Механизм возмещения вреда окружающей среде в процессе работы с объектами. Для осуществления мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде государственный орган или орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект накопленного вреда окружающей среде, заключает государственный (муниципальный) контракт с подрядной организацией на выполнение мероприятий по ликвидации накопленного вреда.Ликвидация накопленного вреда окружающей среде на площадке «УсольеХимпром». Правительство Иркутской области ввело режим ЧС регионального характера в 2018 году.В июле 2020 года президент России Владимир Путин заявил, что проблемы Усолья-Сибирского долгое время замалчивались, и поручил как можно скорее начать ликвидацию опасных отходов. Правительство России назначило государственное предприятие «Федеральный экологический оператор» (входит в структуру госкорпорации «Росатом») единственным исполнителем работ по ликвидации последствий работы бывшего завода.В октябре 2021 года на промплощадке были ликвидированы 12 опасных скважин рассолопромысла, локализовали подземную нефтяную линзу вблизи реки Ангары, установили противофильтрационную завесу и локальные очистные сооружения. Кроме того, демонтирована наземная часть и фундаменты цеха ртутного электролиза, по периметру здания установлена противофильтрационная завеса.На месте «Усольехимпрома» планируется создать экотехнопарк «Восток», который будет ориентирован в первую очередь на переработку ртутьсодержащих отходов, оставшихся от деятельности закрытого предприятия. Его строительство будет проводиться в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов» (это вещества самой высокой опасности для экологии и людей). Проект экотехнопарка был представлен на общественных слушаниях в апреле 2021 года. По информации ФЭО, на них пришли 770 человек, за проект проголосовали 423 человека, против — 16. Но в мае усольчане записали видео против строительства и собрали 7,5 тысячи подписей.В ноябре проект прошел экологическую проверку. Сейчас он находится на главной государственной экспертизе. Запустить объект планируется в декабре 2024 года.В апреле 2022 года стало известно, что земля под закрытым «Усольехимпромом» загрязнена на 15 метров вглубь. Это стало известно после проведенных инженерных изысканий, которые в 2021 году провел Федеральный экологический оператор.С 1 июня 2022 года снят режим ЧС. На промплощадке были проведены неотложные мероприятия по ликвидации химического загрязнения, которые позволили снять угрозу распространения опасных веществ.Мэр г. Усолье-Сибирское Максим Торопкин утверждает, что его основная задача - контролировать работу по очистке площадки «Химпрома» и строительству «Востока». Проведенный анализ позволяет утверждать, что объекты накопленного экологического вреда представляют собой большую опасность как для человека, так и для окружающей среды в целом. Из-за сбросов хлора и других веществ в атмосферу, в почву и в Ангару в Усольском районе и, в частности, в Усолье-Сибирском случился резкий скачок онкозаболеваний. По делам о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, суды обычно исследуют лишь вопрос о субъекте ответственности, оставляя без внимания вопрос о том, кому именно причинён вред. Данную ситуацию можно объяснить тем, что объекты, составляющие окружающую среду, долгое время находились исключительно в собственности государства, которое в свою очередь не уделяло должного внимания проблеме площадки «УсольеХимпром». Судебная практика по данной категории дел исходит в целом обоснованно из того, что ответственность должна возлагаться на государство, как на лицо, которое фактически является собственником объекта. (ст. 1079 ГК РФ).Представляется необходимым, помимо мер, направленных на восстановление благоприятной окружающей среды, разрабатывать и законодательно закреплять меры, направленные на восстановление здоровья приживающего на признанных экологически неблагополучными территориях населения, а также своевременно информировать население о проведении мер, на площадке «УсольеХимпром» направленных на ликвидацию экологической катастрофы для качественной реализации конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём создания консультативных общественных советов с привлечением общественности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Новикова Ю.С., Селюкова А.А. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 189 - 195. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12986 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12986



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.