'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 32

Просмотры  19 просмотров

Кубентаева А.Д.

  


КОНЦЕПЦИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается концепция «мягкой силы», введенная в научный оборот американским исследователем Джозефом Наем, в контексте международного права. Сегодня данный термин широко применяется в других отраслях помимо международных отношений. Автор анализирует, как «мягкая сила», основанная на культуре, политических ценностях и внешней политике, может быть эффективным инструментом в международном праве, способствуя продвижению глобальных норм и стандартов. Автор делает вывод о важности интеграции концепции «мягкой силы» в современное международное право для эффективного решения глобальных вызовов.   

Ключевые слова:
международное право, глобальные вызовы, правовые риски, мягкая сила, культурное влияние   


Предложенная американским ученым Джозефом Наем концепция «мягкой силы» является одной из популярных теорий в науке, связанной с международными отношениями, международной политикой. Эта концепция получила огромную популярность в мире, что подтверждается широким обсуждением данной теории в научной литературе, а также ее проникновением в другие сферы научного познания помимо международных отношений и политологии. На наш взгляд, такой особый интерес к данной концепции вызван тем, что она предлагает альтернативные инструменты воздействия в международных отношениях, такие как культурное влияние и убеждение, в отличие от традиционной "жесткой силы". «Мягкая сила» рассматривается как средство для расширения влияния государства и защиты его национальных интересов в рамках международного права, способствуя мирному разрешению любых межгосударственных конфликтов. В таком понимании «мягкая сила» является ключевым инструментом в международных отношениях, позволяющим странам влиять на другие государства без применения силы или принуждения. Она способствует формированию и укреплению международного правопорядка, а также продвижению глобальных норм и стандартов. В противовес этому «твердая сила» государства ассоциируется с его военной и экономической мощью, способностью добиться нужных решений путем угроз, принуждения.Обзор специальной литературы по вопросам исследования «мягкой силы» показывает, что большинство исследований по данной теме посвящено анализу внешнеполитических стратегий таких мировых держав, как США и Китай. Вместе с тем, такие инструменты успешно используются и другими странами.Например, анализ базы нормативных правовых актов Республики Казахстан показал, что термин «мягкой силы» встречается в нескольких концептуальных документах, в основном, касающихся сферы внешней политики страны. Например, в проекте Указа Президента Республики Казахстан «О Концепции внешней политики Республики Казахстан» было четко отмечено, что наша страна «реализует собственную концепцию "мягкой силы". Концепция основывается на таких ценностях, как миролюбивая внешняя политика, политическая и социальная стабильность, устойчивый и динамичный экономический рост, эффективность модели межэтнического и межконфессионального согласия, привлекательность инвестиционного климата, легкость ведения бизнеса, инновационное образование».Концепция «мягкой силы» может и не упоминаться напрямую в нормативных правовых актах, но их содержание и дух при этом в полной мере отвечают основным приоритетам теории использования мягкой силы. Это касается не только национального законодательства отдельных стран, включая и Казахстан, но и международного права. Многие соглашения, конвенции, двусторонние и многосторонние международные договоры посвящены вопросам расширения культурного, идеологического влияния. И это демонстрирует значимость концепции «мягкой силы» в достижении внешнеполитических целей и усилении международного влияния.Исследователи отмечают, что сегодня нормы «мягкого права» можно встретить в различных документах международного характера: в декларациях, принимаемых на международных конференциях, в резолюциях Генеральной ассамблеи ООН (в том числе тех, которые затрагивают важнейшие вопросы международных отношений — суверенитет над природными ресурсами, открытое космическое пространство, глубоководные районы морского дна и др.), в кодексах поведения и руководящих принципах деятельности, в рекомендациях международных организаций (Международного агентства по атомной энергии, Международной морской организации, Продовольственной и сельскохозяйственной организации, Международной организации гражданской авиации). Данные примеры подтверждают существование в международных отношениях такого средства регулирования, как «мягкое право».Такие правовые документы играют ключевую роль в поддержании международного порядка и стабильности. Они устанавливают общие правила и стандарты поведения для государств, способствуя тем самым предотвращению конфликтов и разрешению споров посредством диалога и дипломатии. Кроме того, эти документы обеспечивают правовую основу для сотрудничества в различных областях, таких как торговля, образование, культура, окружающая среда, права человека и международная безопасность. Соблюдение международных соглашений и конвенций способствует укреплению доверия между странами и поддержанию мира и стабильности.Несомненным преимуществом «мягкой силы» является ее привлекательность, достигаемая путем использования метода убеждения, заинтересованности в построении доброжелательных, равных, партнерских отношений. Соответственно, в праве влияние этой концепции проявляется в принятии не административно обязательных правовых актов, а именно в принятии актов мягкого права (soft law), таких как рекомендации, декларации, кодексы поведения и т.д. Эти инструменты не имеют обязательной юридической силы, но они могут оказывать значительное влияние на поведение государств и международных организаций, формировать нормы и стандарты поведения, способствовать сотрудничеству и диалогу.Соблюдение таких стандартов необходимо для эффективного решения современных глобальных вызовов. Следование нормам международного права — это умная политика, особенно если при ее проведении используются совместные стратегические и тактические разработки дипломатов и военных. Они, разумеется, должны быть выполнены на высоком профессиональном уровне.Это обеспечивает не только соблюдение международных норм, но и способствует построению долгосрочных стратегических отношений, основанных на взаимном уважении и понимании. В современном мире, где взаимозависимость и многополярность становятся все более очевидными, важность «мягкой силы» в международных отношениях не может быть переоценена. Она способствует развитию диалога, сотрудничества и партнерства, что является ключом к мирному разрешению конфликтов и продвижению глобального благополучия. Таким образом, гармоничное сочетание «мягкой силы» и традиционных инструментов международной политики открывает новые горизонты для эффективного решения глобальных проблем и укрепления международной безопасности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кубентаева А.Д. КОНЦЕПЦИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 178 - 182. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12984 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12984



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.