'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  111 просмотров

Коршунова В.А.

  


РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ, ВИДЫ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ *

  


Аннотация:
в исследовании рассмотрены основные принципы республиканской формы правления, признаки, а также исторические формы, виды, достоинства и недостатки данной системы.   

Ключевые слова:
республика, форма правления, принципы республики, виды республик, признаки республики, достоинства республики, недостатки республики   


В современном мире существует множество различных форм правления, каждая из которых олицетворяет уникальные политические и общественные ценности. Одной из ключевых форм государственного устройства является республиканская форма правления, которая фундаментально отличается от монархических и авторитарных режимов, а также имеет свои уникальные особенности, принципы и историю.Республика как форма правления (от лат. res publica- общественное дело) представляет собой систему управления в государстве, в которой главным источником власти являются граждане и выбранные представители, на основе всеобщего избирательного права.Республика возникла в древней Греции и Риме, где граждане имели возможность участвовать в политической жизни, избирать своих представителей и принимать решения по важным вопросам. Главный принцип республики - народовластие, то есть власть принадлежит народу, который осуществляет ее через выбранных представителей. Это позволяет гражданам активно участвовать в принятии решений и контролировать деятельность государственных органов.В Древнем Риме республиканская форма правления стала знаковой чертой представительного управления, включая систему сената, консульства и народных собраний. В Римской республике существовала сложная система сдержек и противовесов, в которой выборные должностные лица, такие как консулы, сенаторы и трибуны, разделяли власть и обязанности. Римская республика делала упор на верховенство закона, используя письменные конституции и правовые кодексы, регулирующие политические процессы и защищающие права личности. Сенат служил совещательным органом, а народные собрания предоставляли возможность гражданам участвовать в принятии решений. Древняя Греция считается колыбелью демократии и республиканской формы правления. В афинской демократии, которая процветала в V-IV веках до н.э., все граждане имели возможность участвовать в принятии решений и управлении государством. Это стало возможным благодаря введению института экклесии - собрания всех граждан, на котором принимались решения. [1, с.26] Однако, демократия в Греции была ограничена и не распространялась на женщин, рабов и иностранцев.В средние века появились коммуны республик, такие как Венеция и Генуя, где власть осуществлялась через советы и выборные органы. [2, с.19] Эти города-государства часто характеризовались олигархическим республиканизмом, когда власть была сосредоточена в руках богатых купеческих семей или аристократической элиты. Республиканские институты, включая избранные советы и собрания, предоставили возможности для участия граждан в управлении, хотя и в ограниченных пределах. В Швейцарии в XIII веке была создана Швейцарская Конфедерация, которая стала примером федеративной республики, где власть распределялась между кантонами. [3, с.11] Дальнейшие идеи республиканской демократии нашли свое отражение в период просвещения, в частности в доктрине основателей США, таких как Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон, которые подчеркивали значение самоуправления и ограниченной власти.XIX и XX века стали свидетелями глобального распространения республиканизма, когда многие страны перешли от монархического правления к республиканскому управлению. Рост националистических движений, деколонизация и последствия Первой и Второй мировых войн способствовали распространению республиканских государств в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Яркие примеры включают Веймарскую республику в Германии, Китайскую Республику и Республику Индия, которая стала крупнейшей демократией в мире после обретения независимости в 1947 году.В современную эпоху республиканская форма правления сталкивается как с проблемами, так и с возможностями, во все более взаимосвязанном и сложном мире. В настоящее время множество стран в мире имеют республиканскую форму правления включая Францию, Италию, Германию, Индию, Бразилию, Южную Африку и многие другие. Республиканская форма правления стала одной из основных форм государственного устройства в современном мире, отличаясь от монархических традиций и выделяясь своими принципами равенства, свободы и ответственности граждан перед законом и друг перед другом.Принципы республиканской формы правления имеют ключевое значение для обеспечения стабильности, справедливости и законности в государстве. Эти принципы являются основой для демократии, защиты прав и свобод граждан, а также обеспечения эффективного управления государством.Основными принципами республиканской формы правления являются:1.Разделение властей – это важный принцип республиканской формы правления, который предусматривает распределение полномочий между различными ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Этот принцип направлен на предотвращение концентрации власти в руках одного человека или органа, что способствует обеспечению системы "сдержек и противовесов".2. Верховенство закона - является фундаментальным принципом, который служит краеугольным камнем демократического государства и основой справедливого и упорядоченного общества. Это относится к концепции, согласно которой все люди, включая государственных чиновников и учреждения, подчиняются закону и подотчетны ему, а не произвольной власти или личным прихотям. Верховенство закона гарантирует, что законы применяются последовательно и справедливо, без дискриминации и фаворитизма, а также что никто не стоит выше закона.3. Принцип защиты прав и свобод личности - является одним из основополагающих принципов правового государства. Этот принцип заключается в обязанности государства и его органов защищать права и свободы каждого человека, независимо от его положения, статуса, расы, религии или убеждений.4. Принцип гласности - предполагает открытость деятельности государственных органов, общественных институтов и коммерческих организаций перед общественностью, а также доступность информации для граждан.Перечисленные принципы власти обеспечивают эффективное и справедливое управление в рамках республиканской формы правления, способствуют защите прав и свобод граждан, а также обеспечивают контроль над властью и соблюдение демократических принципов в обществе.В зависимости от того, как распределена власть между различными институтами государственного управления, выделяют следующие виды республиканской формы правления: парламентская, президентская и смешанная.Парламентская республика является наиболее распространенным видом республики. В этой форме правления народ избирает парламент (законодательное собрание), которое играет ключевую роль в принятии законов и управлении государством. Правительство назначается из числа членов парламента или с его участием. Однако главной особенностью парламентской республики является тот факт, что исполнительная власть обычно возложена на премьер-министра, который является главой правительства и ответственен перед парламентом.Президентская республика – это форма правления, при которой главной фигурой является президент. Президент избирается напрямую населением или через выборных коллегий. В отличие от парламентской республики, президентская форма правления предусматривает разделение исполнительной и законодательной власти. Президент является главой государства и выполняет функции контроля за исполнительной властью, назначает министров и других высших должностных лиц, а также представляет страну в международных отношениях.Смешанная республика сочетает черты парламентской и президентской форм правления. Здесь президент является избираемым народом или выборными коллегиями, как в президентских республиках, однако исполнительная власть делится между президентом и правительством (которое обычно назначается или утверждается парламентом). При этом президент обладает определенными полномочиями в сфере внешней политики, безопасности, а также может иметь право распускать парламент.Выбор формы республики зависит от особенностей каждого государства и его политического развития. Каждый вид республики имеет свои достоинства и недостатки, которые должны быть учтены при принятии решения о форме правления. Важно, чтобы эта форма отвечала интересам народа и обеспечивала стабильность, развитие и процветание государства.Республика, как форма правления, имеет ряд важных достоинств, которые определяют ее признаки и особенности. В отличие от монархии или диктатуры, где власть сосредоточена в руках одного правителя или группы людей, в республике все граждане имеют одинаковые права и обязанности.Одним из ключевых признаков республики является равенство граждан перед законом. Равенство позволяет каждому члену общества быть участником политической жизни страны. Гражданам предоставляются возможности выбирать и быть выбранными на различные посты, участвовать в формировании политических решений и контролировать действия правительства. При этом независимо от социального статуса или происхождения каждый имеет шанс повлиять на политический процесс.Еще одним признаком республики является представительство. Республиканская форма правления предусматривает выборные органы власти – парламенты, конгрессы или сходные структуры, которые представляют интересы граждан. В таких органах принимаются решения, отражающие волю народа и общественное мнение.Представительство позволяет учитывать разнообразные интересы и мнения граждан. Принцип «один человек - один голос» позволяет каждому иметь возможность выразить свое мнение через выборных представителей. [4, с.22] Такая система защищает права менее представленных или уязвимых групп населения, обеспечивая равные возможности для всех граждан.Республика также предусматривает ответственность органов власти перед гражданами. Народ избирает своих лидеров и доверяет им полномочия для управления страной. Однако в случае несоблюдения обещаний или неправильного поведения со стороны выбранных лиц, есть возможность контроля и смены власти через выборы или другие конституционные процедуры. Ответственность способствует более эффективной работе правительства, поскольку оно осознает свою зависимость от мнения и поддержки граждан. В случае неудовлетворенности действиями правительства, народ имеет возможность привлечь лидеров к ответственности и заменить их.В целом же республика является формой правления, которая способствует развитию демократии, защите прав человека и обеспечению социальной справедливости. Она позволяет гражданам иметь больше свободы и возможностей для самореализации.Однако помимо достоинств, республика также имеет свои недостатки. Один из основных недостатков республики - возможность политической нестабильности.В республике власть принадлежит народу или его представителям, что способствует разнообразию мнений и интересов. В таком контексте возникают партийные разногласия, конфликты между политическими силами и поиск компромиссов. Это может привести к политической нестабильности и частым изменениям в правительстве.Политическая нестабильность может ослабить роль республики в общественной жизни и создать определенные неудобства для граждан. Нестабильное правительство может затруднить принятие долгосрочных стратегий и планов развития страны, а также вызвать снижение доверия со стороны населения.Еще одним недостатком республики является ограничение индивидуальных свобод. В республике власть принадлежит народу, но этот народ не всегда может полностью распоряжаться своими правами и свободами. Республика часто основывается на конституционных принципах и законах, которые могут ограничивать определенные индивидуальные свободы.Например, существуют законы о защите общественной безопасности или законы, запрещающие дискриминацию по различным признакам. Эти законы могут быть не всегда совершенно справедливыми или соответствовать личным убеждениям отдельных граждан. [5, с.16]Ограничение индивидуальных свобод может вызывать недовольство и протесты со стороны граждан. Они могут видеть это как вмешательство государства в личную жизнь и ограничение свободного развития личности.Тем не менее, следует отметить, что ограничение индивидуальных свобод в республике также может быть необходимым для обеспечения общественного порядка и благополучия. Важно найти баланс между защитой прав и свобод граждан и поддержанием стабильности в обществе.Таким образом, республиканская форма правления, имеет свои недостатки. Политическая нестабильность и ограничение индивидуальных свобод являются основными из них. Однако, справедливое распределение власти и учет интересов народа могут помочь преодолеть эти недостатки и достичь более стабильного и гармоничного развития республики.В заключение, республика как форма правления стимулирует развитие демократических институтов и принципов, способствует устойчивому развитию общества, а также обеспечивает стабильность и предсказуемость в политической сфере. Республика является эффективной и современной формой правления, способной обеспечить процветание и благополучие общества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коршунова В.А. РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ, ВИДЫ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 169 - 177. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12983 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12983



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.