'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 30

Просмотры  27 просмотров

Колесникова Е.А.

  


НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ВОЗРАСТА ПРИ ВЫБОРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДОПРОСА *

  


Аннотация:
на выбор психологических приемов допроса оказывают влияние разные факторы, среди которых, прежде всего, различный статус участников уголовного судопроизводства, их личные качества. Данным аспектам посвящено множество научных трудов. Менее исследованным остается вопрос необходимости учета возраста несовершеннолетних допрашиваемых лиц при выборе психологических приемов допроса. Именно указанный аспект и выступил предметом данной статьи.   

Ключевые слова:
допрос, психология допроса, психологические приемы допроса, несовершеннолетние, возрастная группа   


Существует значительное количество научных трудов, посвященных особенностям психологии малолетних и несовершеннолетних, которые надлежит учитывать в ходе производства следственных действий. Исследователи сосредотачивают внимание на общей специфике допроса лиц, не достигших 18-ти лет. В действительности психологическое развитие, характерное для определенного возраста, оказывает существенное влияние на восприятие различных обстоятельств, на способность давать о них показания. Соответственно, и установление психологического контакта, и использование приемов допроса, существенно различаются. Проанализируем особенности получения показаний лиц разных возрастных групп. Первая группа – дошкольники, возраст от 3 до 6 лет. В психическом развитии ребенка этот возраст играет важную роль, так как именно на рассматриваемый период приходится приобретение знаний об окружающем мире, а также навыков общения, совместной игры, освоения гендерных ролей, обобщения. Эти знания и навыки оказывают существенное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Для детей дошкольной возрастной группы характерны обостренная наблюдательность, а их восприятию присуща детализация [3, с. 29]. Наблюдательность и детализация находят свое проявление и в показаниях, излагаемых в ходе допроса. К примеру, следует учитывать такой положительный аспект, как способность детей сообщить сведения о тех фактах, которые взрослые участники событий могли и не заметить (например, цвет одежды преступника или какие-либо яркие отдельные детали). Но имеются и противоположные аспекты, к примеру, недостаточное понимание происходящих событий либо полное непонимание обстоятельств произошедшего. Многие дети выстраивают новые образы на основе своего незначительного опыта, что может повлиять на достоверность показаний. Мнение о богатом воображении детей данной группы является ошибочным, они не склонны приукрашивать увиденное, но сформированные образы на основе прошлого опыта могут быть ложными, и, излагая определенную информацию, не соответствующую действительности, дети в данном возрасте могут добросовестно заблуждаться. Специфические особенности психики детей в дошкольном возрасте разнообразны. К ним можно отнести постоянную легкую возбужденность, неустойчивость эмоций, смену настроения, активную моторную подвижность, слабость возбудительного и тормозного процессов, неуравновешенность, достаточно быстрое восстановление сил [4, с. 321]. Все эти качества должны быть учтены и при подготовке к допросу, и непосредственно при производстве допроса. Необходимо помнить и то, что дети в данном возрасте не могут мыслить логично, поэтому вопросы должны быть простыми, доступными для понимания. Следующая группа, представленная школьниками младшего возраста от 7 до 11 лет, характеризуется значительными изменениями в психическом состоянии, поскольку обучение в школе требует развития внимания, памяти, воображения. В качестве специфики психики лиц данного возраста можно назвать трудности при выполнении однообразным действий, поскольку они в таком случае не могут сосредоточиться, долго удерживать внимание. Данные особенности следует учитывать при производстве различных следственных действий с младшими школьниками, в том числе, и при производстве допроса. Эффективным является включение игровых элементов в производство допроса, смена форм деятельности. В таком возрасте дети уже могут делать отдельные обобщения, выводы, у них развивается способность к более длительному наблюдению, развитию понятийного мышления, уравновешенности. Но при этом достаточно явно проявляются такие чувства, как страх, радость, стыд, и лицу, производящему допрос, необходима способность распознать их проявления [2, с. 53]. Следующая возрастная группа представлена подростками от 12 до 14 лет. Их психика претерпевает существенные изменения, так как происходит половое созревание, изменяется эндокринная система, в связи с чем нервно-психическая организация характеризуется хрупкостью и реактивностью. В это время увеличивается мускульная сила, повышается активность, жизнедеятельность. Также идет повышение и интеллектуальных способностей, которые стимулируются за счет развития любознательности, возникновения желаний получения высокой оценки своих способностей от окружающих. Мышление становится более творческим, самостоятельным, поведение приобретает черты независимости. Речь достаточно развита, что позволяет воспроизводить полученную информацию легко, но стремление к самостоятельности накладывает свой отпечаток, в связи с чем, подросток старается передать какие-либо сведения своими словами. Данный факт в обязательном порядке должен учитываться при проведении допроса [5, с. 227]. Такому возрасту присуще стремление к демонстрации, независимости, свои слабости при этом он старается скрывать. Это создает определенные сложности в общении с подростком, поскольку он себя ребенком не считает, но как взрослая личность еще не сформировался. Поэтому в беседе с лицами от 12 до 14 лет необходимо давать понять, что допрашивающий воспринимает его как взрослого, отношение как к ребенку может разрушить психологический контакт. Для данной возрастной группы свойственно стремление ко лжи, нередко, бесцельное. Также присуще ложное чувство товарищества, выгораживание друзей. Это касается всех несовершеннолетних участников уголовного процесса. Следующий возрастной период несовершеннолетних рассматривается как ранняя юность от 15 до 17 лет. На данном этапе формируется мировоззрение, лицо имеет собственные определенные взгляды, которые при этом не всегда правильные. Зачастую моральные и нравственные принципы несовершеннолетние оценивают критически, в особенности, подозреваемые, характеризующиеся преступным поведением [1, с. 80].Допрос является многоуровневым и организованным коммуникативным процессом. Получение показаний в ходе допроса обусловлено множеством факторов (возрастные, индивидуально-психологические особенности, гендерные различия). Необходим учет возраста несовершеннолетних допрашиваемых лиц при выборе психологических приемов допроса. Анализ психологических особенностей разные возрастные группы несовершеннолетних показывает, что возраст и психологическое развитие допрашиваемого влияет на порядок производства допроса и получение показаний. Таким образом, учет возраста при выборе психологических приемов допроса имеет важное значение для эффективного производства допроса и его результативности. Следователь должен учесть возрастные особенности допрашиваемого лица и выбрать соответствующую тактику для налаживания с ним психологического контакта и получения показаний.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Колесникова Е.А. НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ВОЗРАСТА ПРИ ВЫБОРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДОПРОСА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 164 - 168. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12982 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12982



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.