'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  32 просмотров

Карташова Д.С.

  


АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК *

  


Аннотация:
борьба с коррупцией в настоящее время является приоритетной задачей во всем мире. В настоящей статье актуализируются аспекты изучения коррупционных правонарушений в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. Автором рассматриваются состояние и тенденции коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день, приводятся статистические данные экспертов и исследователей по уровню коррупции в России, кроме того, особое внимание уделяется нормативно-правовой базе, в соответствии с которой регулируются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд. В настоящей статье автором рассматриваются меры, направленные на минимизацию коррупционных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, а также на борьбу с коррупцией.   

Ключевые слова:
коррупция, государственные закупки, муниципальные закупки, государство, предприниматели   


В настоящее время система государственных и муниципальных закупок (далее-закупок), по данным Минэкономразвития России, составляет более 43% ВВП [1].Однако, в данной сфере усматриваются признаки совершения большого количество коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности. Так, согласно Отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год», количество нарушений в сфере закупок в 2020 году органами контроля выявлено 83,5 тыс. на общую сумму 362 млрд рублей [2]. В свою очередь, общий ущерб от экономических преступлений в России по итогам 2020 года составил 450 млрд рублей [3]. Таким образом, ущерб от коррупционных правонарушений в сфере госзакупок составляет порядка 81% от всех преступлений экономической направленности. В условиях экономических ограничений со стороны недружественных стран, риски совершения коррупционных правонарушений становятся более высокими, так как предприниматели лишились большого количества поставок из-за рубежа. Такой вывод можно сделать на основании анализа закупок, размещенных в данных Единой информационной системы (далее-ЕИС), исходя из которого, в большинстве государственных закупок по 44 ФЗ усматриваются признаки совершения коррупционных правонарушений. Например, при проведении торгов происходит существенное занижение стоимости одним из участников закупки в сравнении с рыночной стоимостью, а также, в сравнении с другими участниками, некорректно составленное техническое задание, неверное формирование начальной минимальной цены контракта (далее-НМЦК), установление необоснованных ограничений для участников закупки, например, объединение в один лот товаров, не связанных между собой и т.д.Коррупционные правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок препятствуют здоровому развитию экономики страны. В результате коррупционных правонарушений в этой сфере бюджет Российской Федерации ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. В силу высокой степени латентности преступлений в сфере госзакупок, официальной статистики, отражающей реальные цифры совершаемых участниками таких закупок откатов и иных коррупционных схем, невозможно найти.Все же важно отметить, что осуществляется большая работа органов государственного аппарата по противодействию коррупции как в целом, так и в отдельных сферах, например, в системе государственных и муниципальных закупок. Разрабатываются и принимаются новые государственные программы, нормативно-правовые акты и принимаются другие меры, направленные на предотвращение коррупционных правонарушений в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. Так, 16 августа 2021 года утвержден Указ Президента № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы». Национальный план противодействия коррупции – один из наиболее важных программных документов, формирующих стратегию профилактики, противодействия и борьбы с коррупцией в России.Приоритетной задачей Национального плана Президент Российской Федерации видит усовершенствование порядка отчетности государственных и муниципальных служащих при предоставлении сведений о доходах и расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сообщений о склонении к коррупции.Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы состоит из 16 разделов, и прослеживается, что особое внимание Президент уделяет в его первом разделе, посвященном совершенствованию системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности.10 раздел Национального плана посвящен совершенствованию мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом [4]. Все пункты указанного раздела направлены на обеспечение принципа прозрачности закупок, что является одной из основных целей контрактной системы.В настоящее время нормативной базой, регулирующей контрактную систему, являются Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ [5], который пришел на смену Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ [6], и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ [7].Наиболее значимой целью действующего законодательства о контрактной системе является эффективное расходование бюджетных средств путем заключения государственного контракта с организацией. Но, как прослеживается, до настоящего времени проблема остается нерешенной. Участники государственных и муниципальных закупок продолжают совершать коррупционные правонарушения, что негативно влияет и, более того, угрожает национальной безопасности страны [8]. Таким образом, необходимо регулярно разрабатывать и внедрять новые механизмы борьбы с коррупцией как в целом, так и в отдельных отраслях, например, при осуществлении государственного и муниципального заказа.Например, осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, регулировать начальную минимальную цену контракта (НМЦК), внести для отдельных видов деятельности определенных способов определения НМЦК. То есть, для того или иного вида услуг, работ, товаров будет нормативно установлен способ определения НМЦК. При этом НМЦК должна учитывать стоимость необходимых для оказания услуги ресурсов, стоимость работ или услуг, предположим, субподрядчика, которая будет подтверждена, например, сведениями Росстата. Также, необходимо установить минимальный уровень заявки на участие в закупке: не менее 20% от НМЦК, а уровень обеспечения контракта-не менее 40% от НМЦК. Также, эффективной мерой может являться возможность введения общественного контроля (например, проводиться Торгово-промышленной палатой) за оказанием услуг, поставки товаров, выполнением работ. Любой гражданин, организация смогут в любой момент провести проверку поставляемого товара на основании и в порядке, предусмотренным законом. Важной мерой противодействия коррупции послужит внесение изменений в ФЗ № 44 в части централизованных закупок. Возможно, необходимо исключить такой способ закупки в силу высоких рисков совершения коррупционных деяний при осуществлении централизованных закупок. Исходя из проведенного анализа, усматривается, что заказчики, участвуя в централизованных закупах, устанавливают на один и тот же товар существенно отличающуюся НМЦК, кроме того, установлено, что в одних и тех же централизованных закупках, как правило, выигрывают одни и те же поставщики, при этом неясно, какие ценовые предложения заказчики использовали (оптовую или розничную цену), в связи с чем, НМЦК может быть существенно завышенной [9]. На практике Красноярского края централизованные закупки проводятся по географическому признаку (Красноярск и Красноярская группа районов, Ачинск и Ачинская группа районов, Канск и Канская группа районов и иные). Так, например, при закупках бензина и иных нефтепродуктов, как правило, выигрывает Красноярскнефтепродукт, а, закупая, возьмем, медикаменты, на регулярной основе выигрывает поставщик АО «Губернские аптеки». Помимо высоких рисков совершения коррупционных деяний при централизованных закупках, происходит, также, ограничение и устранение конкуренции. Также, эффективным, на наш взгляд, кажется предварительный отбор участников закупочной процедуры [10]. То есть поставщик должен подтвердить (например, путем предоставления сертификатов, заключением лаборатории о соответствии качества товара необходимым стандартам) качество поставляемой продукции. При этом, поставщик должен доказать фактическое наличие товара либо предоставить заказчику заключенный с какой-либо организацией на поставку таких товаров договор, а также, иметь квалифицированных специалистов, которые будут оказывать услугу/выполнять работу. Таким образом, предложенные выше меры по противодействию коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок смогут послужить действенным механизмом по снижению уровня коррупции в этой сфере.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Карташова Д.С. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 157 - 163. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12981 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12981



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.