'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  23 просмотров

Коричкин Е.А.

  


СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА *

  


Аннотация:
в период современной цифровизации и усиливающейся конкуренции во всех отраслях экономики компаниям необходимо выявлять преимущества применения инструментов оценки маркетинговой и конкурентной среды компании. В условиях активно развивающейся конкурентной среды необходимо регулярно проводить анализ конкурентоспособности компании на фоне других представителей рынка. Актуальность темы статьи обоснована тем, что конкурентоспособность компании и производимых этой компанией продуктов на рынке является важнейшим фактором коммерческого успеха.   

Ключевые слова:
конкурентоспособность компании, конкурентный анализ, конкурентные преимущества организации   


Среда организации представляет собой совокупность различных элементов, объединение их в системы, составляющие определенную часть компании. Свобода выбора будет возрастать, если степень управления фирмой увеличится, в связи с удовлетворением своих нужд и при этом не потревожив единство систем.Деятельность компании определяется ее маркетинговой средой. Для этого нужно много знать о данной среде, и умело оказывать воздействие на ее изменения, так как они влияют на различные цели, задачи и тактику фирмы. Главной задачей руководства является обеспечение эффективности намерений организации в окружающее ее среде, поэтому важно определить состояние фирмы на сегодняшний день [2, с.163].Комплекс субъектов и условий, расположенных за пределами границ организации и влияющих на ее деятельность с потребителями называется маркетинговой средой. Иначе, данное понятие обозначает сотрудничество и взаимодействие компании с клиентами.К одной из главных особенностей маркетинговой среды относится ее сложность, заключающаяся в большом количестве и многообразии различных характеристик, которые важно учитывать для выбора правильного решения и дальнейшей дееспособности фирмы.Разнообразные правительственные решения, перезаключения договоров с профсоюзами, высокая скорость развития технологий и сильные конкуренты часто оказывают существенное влияние на фирму, что составляет ей намного больше трудностей, чем организации, имеющей меньшее количество данных факторов.Следующей особенностью является взаимозависимость факторов среды, что означает их сплоченность и влияние друг на друга. Часто затруднительно определять взаимосвязи и вектора влияния факторов внешней среды, потому что даже кажущиеся негативными на первый взгляд изменения могут оказать положительное влияние на фирму. Для мирового рынка взаимозависимость факторов достаточно много значит. Глобализация экономики способствует быстрым изменениям среды компании. Руководители перестали исследовать внешние факторы по отдельности. Страны слились в единое информационное пространство потребления при помощи появившихся новейших информационных технологий и различных средств связи. Еще одной характеристикой маркетинговой среды является ее динамичность, заключающаяся в быстрых переменах, происходящих в ней. Определяют такие особенности изменения в каждой компании, как периодичность, масштабность и регулярность.По данным исследований определяется такая закономерность, что с годами маркетинговая среда становится все больше подверженной изменениям. Это прослеживается в таких отраслях, как в химической, фармацевтической и электронной отраслях. С другой стороны, встречаются и такие фирмы, чья внешняя среда наиболее устойчива к переменам [1, с.117].Изменчивость окружающей среды имеет различную степень важности для каждой организации. Например, компаниям, в которых проводят научные исследования, необходимо следить за появлением новейших технологий и нововведений для улучшения эффективности деятельности. Однако существуют организации, чьи отрасли подвержены достаточно медленным переменам в окружающей среде, обоснованным постоянным наличием нужных компонентов и ресурсов. С другой стороны, процесс производства рискует попасть в быстроизменяющуюся среду в том случае, если необходимые материалы поступают в организацию из-за границы. Компании следует рассматривать разные информационные ресурсы для определения наиболее эффективной стратегии и тактики при высокоподвижной маркетинговой среде. Также к характеристикам маркетинговой среды можно отнести ее неопределенность, зависящая от поступления новых сведений о каком-либо элементе окружающей среды. От количества и достоверности информации зависит степень определенности среды. Поэтому, когда необходимых данных достаточно и есть основания на них полагаться, в этом случае среда является определенной, и наоборот. Всегда необходимо проверять полученную информацию, чтобы не ошибиться в правильности принятия решения.Руководителям нужно отличаться определенными способностями для осуществления деятельности в условиях изменчивой маркетинговой среды, при нехватке информационных ресурсов, чтобы правильно определить статистику спроса покупателей. Следовательно, фирмам необходимо быстро реагировать на различные перемены, уметь к ним адаптироваться, иметь свободные денежные средства, так как некоторые ситуации могут привести к большим затратам.На экономику фирмы сильнейшее воздействие оказывает конкуренция. Под конкурентной средой фирмы подразумевается такая ситуация, в которой организации ведут борьбу за позиции на рынке, потребителей, поставщиков и различные инновации. Конкуренция является одним из самых важных инструментов саморегулирования рыночной экономики, так как она способствует координации каждого субъекта.Конкурентная борьба побуждает организации совершенствовать свой продукт, искать пути уменьшения производственных затрат, стремиться к наивысшему качеству, улучшать качество продукции, избегать скачков цен, предоставлять гарантийное обслуживание.Каждая компания желает быть лучше, чем ее соперники, для этого она использует такие особенности, как современный дизайн, бесконтактная доставка, различные акции для постоянных клиентов, гарантии, невысокие цены и интересная реклама.Фирме следует тщательно исследовать окружающую среду, так как ей придется отстаивать свои позиции на рынке и бороться с конкурентами за возможность использовать различные ее преимущества. Для выбора правильной тактики борьбы нужно обозначить силы и слабости соперников.Таким образом, факторы прямого воздействия оказывают влияние на тактику и стратегию организации. Среду прямого воздействия также называют непосредственным деловым окружением фирмы или средой задач [5, с.203].Фирме необходимо не только рассматривать те факторы, которые могут на нее влиять напрямую, но и те, которые оказывают на нее косвенное воздействие.При изучении маркетинговой среды косвенного влияния чаще всего полагаются на прогнозы, так она является непредсказуемой в отличии от среды прямого воздействия.Состав внешней среды включает в себя следующие факторы: экономические, политические, демографические, научно-технические, природные, а также факторы социокультурного окружения. Общую картину экономической ситуации в регионе или стране, в которой находится конкретная организация, отражают экономические изменения. Так как состояние экономики может способствовать негативному влиянию на стратегию и цели компании, необходимо оказывать должное внимание экономическим факторам.Необходимо постоянно следить и оценивать следующие показатели: темп инфляции, уровень безработицы, покупательские возможности населения, процентные ставки по кредитам, а также динамику ВНП и ВВП. Все эти показатели могут способствовать как открытию новых возможностей для фирмы, так и представлять собой серьезную угрозу. Главным источником дохода организации является платежеспособность клиентов. Ее можно установить, проанализировав их доходы, сбережения и возможность получения кредитов. Также нужно иметь ввиду и спад экономики, который может привести к повышению уровня безработицы, а следовательно, и к снижению заработка потребителей.Руководителям необходимо с особым вниманием отнестись к распределению прибыли, а не заострять внимание на одних только затратах. Следует выявить самые эффективные направления и сосредоточиться на них.Политическая обстановка тоже влияет на маркетинговые решения. Данный фактор оказывает воздействие на организацию за счет появления новых законодательных актов и различных документов, предназначенных для регулирования государством ее деятельности. Эти действия лишают компанию возможности самостоятельного ведения бизнеса. Для руководителей организации важными являются такие моменты, как принятие решений органов законодательной власти и администрации города в предпринимательской сфере. Данные законы влияют на решения правительства о размере налоговой ставки, определение различных льгот и пособий, а также защищают потребительские права населения. Эти законы принимают для того, чтобы защитить права граждан от недобросовестных бизнесменов, производящих некачественную продукцию. Управляющему следует знать различные законы, начиная от федеральных, которые нацелены на поддержание здоровой конкуренции и защиту прав граждан, заканчивая местными постановлениями, влияющими на деятельность организации в конкретном регионе.Политические аспекты необходимо исследовать для понимания действий органов государственной власти в отношении развития общества и бюджета. Анализ политической ситуации включает определение программ, претворяющих в жизнь разные партии, а также отношение правительства к различным секторам экономики и регионам страны. В краткосрочной и среднесрочной перспективе демографические тенденции являются очень надежным фактором развития. Компании следует составить список главных демографических тенденций и с точностью вычислить, что каждая из них будет значить для фирмы [3, с.86].Что касается научно-технической среды, то технологии относятся как к внешним фактором большого значения, так и к внутренним переменным. Как внешний фактор, среда определяет степень научно-технического прогресса, влияющего влияет на компанию в направлениях автоматизации и информатизации. Технологические факторы можно отнести к самым главным источникам образования новых производств и отраслей, а также причинам серьезных перемен действующих структур. Сильно воздействует на такие сферы, как экономика, управление, производство, а также на технологии, применяемые с целью осуществления услуг, на подбор кадров компании и на удержание позиций на рынке степень научно-технического прогресса в государстве. Те фирмы, чья работоспособность напрямую связана с наличием новейших технологий, оборудования, должны применять современные открытия научно- технического прогресса для улучшений в своей работе.Руководителям следует понимать перемены, которые могут произойти в научно-техническом прорыве, а также как его новшества способны помочь угодить желаниям потребителей. Им нужно постоянно контактировать с работниками данной сферы и мотивировать их к постоянному изучению рынка. Однако если возникают ситуации, которые способствуют появлению отрицательных моментов, связанных с потерей доверия клиентов, управляющие обязаны быстро принять соответствующие меры для решения конфликта.На оказание услуг любой фирмы могут повлиять различные перемены природной среды. Маркетологам необходимо контролировать любые изменения для приобретения важных природных компонентов, способствующих эффективной работоспособности организации, без вреда для внешней среды. Государство и различные социальные группы строго наблюдают за этим. В стране достаточно много проблем, связанных с экологией, поэтому организациям следует принимать участия в их разрешении и улучшать природную среду. Фирмы осуществляют свою работу в социуме, контактируют с разными сферами общественности, поддаются влиянию социальных элементов. Традиции, обычаи, этикет, образованность, нормы поведения и нравственные ценности можно определить к социокультурным факторам внешней среды. Она формирует потребность покупателей на услуги, влияет на их платежеспособность, предпочтения и вкусы. Можно использовать средства массовой информации для поддержания контакта с местными жителями и информировании их предоставлении данных товаров и услуг. Социокультурные факторы влияют на осуществление деятельности компании, оказание услуг и спрос потребителей [4, с.194].Международные изменения также влияют на компанию, так как появляются новейшие технологии, конкурирующие фирмы и новые способы поставки товаров. Руководителям необходимо наблюдать за внешним рынком, чтобы конкурировать на международном уровне, а для этого необходимо мыслить глобально, различать положительные и отрицательные стороны международной среды. Менеджерам следует принимать во внимание данные факторы внешнего окружения для выбора правильных стратегий.Таким образом, несмотря на многообразие подходов, идей, мыслей по поводу маркетинговой среды, прослеживается общая тенденция применения авторами системного подхода к ее определению. При этом было бы не верным назвать позиции авторов явно противоречащими друг другу, напротив, рассмотренные нами суждения скорее позволяют взглянуть на те или иные аспекты маркетинговой среды с разных точек зрения и выбрать для применения тот подход, который соотносится с целью и задачами конкретного исследования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коричкин Е.А. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 92 - 100. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12968 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12968



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.