'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  24 просмотров

Иванов А.В.

  


ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена изменениям, происходящим в банковском секторе в условиях цифровой трансформации в России. Выявлены основные факторы, обуславливающие цифровизацию банковских услуг. Проведена оценка ее влияния на структуру банковского рынка, на деятельность его участников и на качество банковских услуг. Проанализирована трансформация потребностей клиентов банков.В статье основной задачей выступает оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора Российской Федерации.   

Ключевые слова:
цифровая трансформация, банковский сектор, традиционный банкинг   


Цифровые технологии активно проникают во все отрасли производства, государственное управление, социальную сферу. Под их влиянием модифицируются предпочтения и спрос на товары и услуги, изменяются человеческие привычки и уклад жизни общества. Формирование цифровой экономики превратилось в вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентоспособности отечественных компаний и страны на мировой арене в долгосрочной перспективе. Цифровые технологии активно проникают во все отрасли производства, государственное управление, социальную сферу. Под их влиянием модифицируются предпочтения и спрос на товары и услуги, изменяются человеческие привычки и уклад жизни общества. Формирование цифровой экономики превратилось в вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентоспособности отечественных компаний и страны на мировой арене в долгосрочной перспективе. Цифровизация банковских услуг оказала сильное влияние на эволюцию банковского сектора. Согласно результатам исследования цифровой зрелости банковской отрасли, проведенного в 2021 г. Агентством цифрового аудита SDI360, в топ-10 вошли: Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Тинькофф Банк, Сбербанк, Открытие, Россельхозбанк, Газпромбанк, ВТБ, Росбанк и Совкомбанк [4].Рисунок 1. Рейтинг крупных отечественных банков РФ за 2022 год, в %.Как показано на рис. 1, самые крупные отечественные банки – Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, – хотя и входят в топ-10, но не являются лидерами по цифровизации. Это связано со следующими причинами. Во-первых, «системообразующие банки за счет диверсификации своей деятельности, высокой степени лояльности и доверия со стороны клиентов не так сильно нуждаются в новых источниках прибыли. Для них цифровизация – не главный «драйвер» получения прибыли» [1]. В то время как Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Тинькофф Банк более активно внедряют новые технологии, что дает им возможность «переманивать» клиентов у конкурентов. Во-вторых, как правило, самые крупные компании отрасли более консервативны и бюрократизированы. Последней тенденцией развития банковского сектора стало появление новых игроков на рынке. Новым высокотехнологичным банкам трудно конкурировать с крупными традиционными банками, как частными, так и с государственным участием, но они влияют на весь банковский сектор. Вместе с тем кредитные организации начинают выполнять, казалось бы, не свойственные им функции. Крупные банки создают условия и сервисные решения для других игроков рынка, специальные отделы для разработки сервисных решений. За счет внедрения цифровых технологий банки сокращают количество офисов и рабочих мест, что, по данным Citi Group, позволяет экономить до половины операционных расходов [2]. За два года до начала пандемии банки России закрыли 3200 филиалов, отделений и офисов – это примерно 10% от их общего количества [1]В таблице 1 представлен процесс оптимизации процессов и повышения эффективности в банковской сфере.Таблица 1. Процесс оптимизации процессов и повышения эффективности в банковской сфере.По данным ТМТ Консалтинг, 80% российских банков используют технологии ИИ/ML для задач оптимизации процессов и повышения эффективности. Более половины реализуют такие проекты на базе собственной инфраструктуры. На слайде представлены основные направления по внедрению ИИ по банкам. Так же по итогам 2020 года чистая прибыль Сбербанка от использования ИИ составила около 100 млрд рублей, в 2021 году – по предварительной оценке 200 млрд руб. К 2023 году планируется рассмотрение 90% заявок на кредиты с помощью ИИ.Большинство крупных российских банков сегодня используют технологии роботизации процессов (RPA), и их проникновение продолжает расти. Рисунок 2. Внедрение технологии роботизации в банках за 2021 год.Рисунок 3. Динамика роста дополнительных доходов после внедрениятехнологии роботизации за 2021 год, в млн. руб.Для одного бизнес-процесса может быть настроен один-два и более роботов, работающих одновременно или поочерёдно, в зависимости от архитектуры решения. Применение RPA позволит более чем на 50% повысить производительность, а также снизить издержки до 70%. Таким образом, можно сказать следующее, что новые технологии быстро меняют основы построения успешного бизнеса в сфере финансовых услуг. Благодаря этому банки смогут более адресно предоставлять услуги, «угадывая» желания клиентов, и давать им рекомендации не только по финансовым операциям, но и по решению других проблем.Цифровизация влияет на все сектора экономики, включая банковский. Для того чтобы обеспечить рентабельность своей деятельности и сохранить клиентов, банки вынуждены меняться в соответствии во скоростью происходящих вокруг изменений. Внедрение новейших цифровых технологий, диверсификация услуг и перевод их в цифровую сферу – необходимые условия для удержания ими своих конкурентных позиций. Цифровую трансформацию бизнес-модели могут позволить себе только кредитные организации с высоким рейтингом, обладающие значительными ресурсами. Остальные поневоле пользуются цифровыми сервисами и экосистемами ведущих участников банковского рынка, тем самым попадая к ним в зависимость, или уходят с рынка. Цифровая трансформация банковского сектора происходит стремительно: изменяются как сами кредитные организации, так и услуги, которые они оказывают. Традиционные банковские услуги уходят в прошлое, несмотря на то что часть клиентов не готова от них отказаться. Цифровизация банковских услуг делает жизнь комфортнее, удобнее, более динамичной. В то же время это требует от потребителей (физических и юридических лиц) повышения финансовой грамотности и ответственности за принятие финансовых решений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Иванов А.В. ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 83 - 91. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12967 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12967



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.