'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 116

Просмотры  14 просмотров

Сивцев Н.А.

  


УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) *

  


Аннотация:
обозначена проблема отсутствия круглогодичной наземной транспортной сети, которая обуславливает сложную ситуацию с вывозом и дальнейшей переработкой отходов. Произведен расчет накопления твердых коммунальных отходов по муниципальным образованиям. Отмечено существенное расхождение расчетных и декларированных данных по твердым коммунальным отходам (ТКО). Сделан вывод, что расхождение может быть связано с вывозом ТКО в несанкционированные свалки. Предложены варианты сортировки и утилизации отходов согласно мировой тенденции отказа от захоронения, а также сжигания части горючих отходов. Поставлен вопрос по замене каменного угля на СУГ. Это мероприятие позволит не только существенно сократить объемы образуемых отходов, но и сократить объемы выброса СО2 в Арктических районах. Для уменьшения расходов по транспортировке ТКО рекомендуется на законодательном уровне добиться увеличения сроков накопления.   

Ключевые слова:
Арктическая зона, твердые коммунальные отходы, сроки накопления отходов, сжигание отходов, сжиженные углеводородные газы   


В Республике Саха (Якутия), как и во всей России, твердые коммунальные отходы в основном направляются на размещение в объекты размещения отходов, такие как полигоны, свалки или стихийные места. Утилизация отходов является глобальной проблемой, влияющей на всех жителей планеты. В Российской Федерации, несмотря на низкую плотность населения, обращение с отходами имеет региональные особенности, особенно на удаленных территориях, включая Арктические регионы Республики Саха (Якутия).Арктическая зона Якутии с низкой плотностью населения и отсутствием круглогодичной транспортной сети сталкивается с сложностями в вывозе и переработке отходов. Региональные особенности в управлении отходами особенно выражены в этих удаленных районах. Изучение этих особенностей и поиск оптимальных решений для улучшения системы обращения с отходами в северных районах Якутии являются основной целью данной работы.Арктическая зона Республики Саха (Якутия) представляет собой ключевую геостратегическую территорию в Восточной Арктике, занимая более половины общей площади республики [1]. Этот регион включает 13 районов, 84 муниципальных образования и 119 населенных пунктов, с населением около 64 тысяч человек [2]. Транспортная инфраструктура Арктической зоны слабо развита, что создает трудности в обработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). В 2019 году объем образования ТКО в регионе составил 289,2 кг на человека в год [3].Сложная ситуация с вывозом и переработкой отходов обусловлена низкой плотностью населения и отсутствием круглогодичной наземной транспортной сети. Таким образом, рассмотрение региональных особенностей утилизации отходов в северных районах Республики Саха (Якутия) и поиск эффективных решений представляют собой актуальную проблему.Расчет накопления твердых коммунальных отходов на муниципальные образования проведен согласно нормативам для населенных пунктов [4], с населением до 2000 человек (табл.1).Таблица 1. Расчет накопления твердых коммунальных отходов на муниципальные образования. Таким образом, только по нормативным показателям по количеству жителей Арктическая зона Республики Саха (Якутия) должна образовать 16814,166 тонн отходов ежегодно. Порядок полученных расчетных величин ТКО вполне сопоставляется с ранее опубликованными данными. Так, в 2013 г в Арктической зоне было образовано всего 11442,9 тонн твердых коммунальных отходов. Через год объем образованных отходов достигает 12908,8 тонн. В 2015 г всего было образовано 13705,5 тонн твердых коммунальных отходов [5].До утверждения Министерством ЖКХ и энергетики РС (Я) нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов по всем муниципальным образованиям Республики количество образуемого ТКО для юридических лиц принимается в процентах от объёма отходов, образующихся у населения на обслуживаемой территории: - городов с населением более 100 тыс. человек – 40%, - городов и поселений с населением от 10 до 100 тыс. человек – 30%, - поселений с населением менее 10 тыс. человек – 20%.Так как в Арктической зоне все населенные пункты по количеству жителей относятся к последней группе, то ежегодно должно образоваться образуется 16814,166 + 3362,833 (20%) = 20176,999 = 20177 тонн ТКО.Уточненные данные по количеству образуемого ТКО наиболее близки с данными, представленными в работе [3] в объеме 17,2 тыс. тонн.Традиционно при оценке объёмов образования ТКО от населения учитывают тенденции ежегодного роста объёмов 1,2 % в год. Но для Арктической зоны Республики Саха (Якутия) применение данного коэффициента не представляется целесообразным по следующим соображениям:- реальное количество постоянно проживающего населения не соответствует статистическим данным, т.к. наиболее активная часть населения находится в трудовой миграции (работают в центральных районах, в том числе г. Якутске),- продолжается тенденция сокращения населения в Арктических районах,- низкий уровень доходов населения не располагает к увеличению потребления – образованию ТКО.Кроме вышеприведенного имеются ТКО 5 класса опасности, образованные промышленными компаниями при освоении и добыче полезных ископаемых. К этим отходам относятся отходы, получаемые при промывке песков золотосодержащих и вскрышные породы (гравий, песок, глины и т.д.) при добыче других полезных ископаемых.Согласно с данными федеральных статистических отчетов по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 и 2021 годы в разрезе Арктических зон Республики Саха (Якутия) были декларированы отходы следующая структуры (табл. 2).Таблица 2. Структура ТКО в Арктических районах**информация предоставлена Управлением Росприроднадзора (Якутск) Соответственно, на долю населения Арктических районов в 2020 и 2021 гг. приходится всего 2316 и 6549 тонн ТКО соответственно без учета золо-шлаковых отходов. Надо заметить, с учетом золо-шлаковых отходов, ТКО населения Арктических районов, соответствует порядку расчетной величины.Вместе с тем, без учета золо-шлаковых отходов, отмечается существенное расхождение расчетных и декларированных данных по ТКО. По всей видимости, расхождение связано как с реальным количеством проживающих на территории Арктических районов, так и не полным учетом количества ТКО (вывоз ТКО в несанкционированные места). Возможно, требуется корректировка норматива образования ТКО для жителей Арктических районов. Исходя из расхождения декларируемого количества ТКО и расчетного по нормативам в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) [6, 7], проблема контроля за отходами возникает из-за вывоза основного объема на несанкционированные свалки в отдаленных районах. В настоящее время отходы населения и предприятий просто выбрасываются на полигоны, что становится неэффективным методом в условиях многолетней мерзлоты. Учитывая глобальную тенденцию отказа от захоронения, вывоз ТКО становится неотъемлемой частью управления отходами.Рекомендуется накапливать ТКО в населенных пунктах с низкой плотностью населения в течение продолжительного времени, чтобы снизить накладные расходы на ежемесячный вывоз. Предложение увеличить срок накопления отходов в северных районах до 24 месяцев поддерживается представителем Государственного собрания Республики Саха (Якутия), Сахамином Милановичем Афанасьевым, и обосновано уникальными климатическими условиями [8]. Особое внимание следует уделять раздельному сбору ТКО в условиях малых населенных пунктов. Горючую часть ТКО рекомендуется использовать для производства тепловой энергии, что подтверждается практикой Японии и Швейцарии, где сжигают до 79% ТКО (табл. 3) [9, 10]. Положительные аспекты сжигания отходов включают уменьшение объема мусора и сокращение загрязнения окружающей среды.Таблица 3. Доля сжигания ТКО в развитых странах.Эффективным мероприятием по сокращению объемов золо-шлаковых отходов в Арктических районах является переход с угольного отопления на сжиженные углеводородные газы (СУГ), предоставляя экологически более чистую альтернативу [11, 12].В результате проведенных расчетов образования ТКО в Арктических районах отмечено значительное расхождение с декларированными данными. Это расхождение может быть обусловлено как фактическим числом жителей, так и неполным учетом объемов ТКО, включая его несанкционированный вывоз.С учетом глобальной тенденции отказа от захоронения отходов, вывод ТКО для последующей утилизации представляется единственно правильным решением. Рекомендуется предварительная сортировка отходов на горючие, не горючие, пластик и органические перед вывозом. Горючую часть ТКО можно использовать в качестве топлива, заменяя часть каменного угля.Также предлагается рассмотреть замену каменного угля на сжиженные углеводородные газы (СУГ), что не только сократит объем образующихся отходов, но и уменьшит выбросы СО2 в Арктических районах.Для оптимизации транспортных расходов по вывозу ТКО рекомендуется законодательно увеличить сроки накопления до 24 или 36 месяцев.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сивцев Н.А. УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 741 - 749. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12944 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12944



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.