'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 65

Просмотры  27 просмотров

Полякова Е.А.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ *

  


Аннотация:
в работе предоставлены особенности воспитания детей в многодетной семье при помощи психолого-педагогической экспертизы. Представлены достоинства воспитания в многодетной семье.   

Ключевые слова:
психолого-педагогическая экспертиза, детско-родительские отношения, многодетные семьи, достоинства воспитания, трудности многодетной семьи   


Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите.Рассмотрим главные достоинства воспитания в многодетной семье.1. Дети из многодетных семей вырастают дружнымиВ таких семьях дети привыкают заботиться друг о друге, проявляют уважение к интересам других, учитывают мнение окружающих. Когда-то старшему ребенку (первенцу) доставалась вся любовь и ласка в семье. Он рос единственным до появления второго ребенка. Родители всегда проявляют больше заботы о младших, но это не означает, что любят кого-то меньше. С появлением следующего ребенка, внимание снова переключается на младшего, и старший ребенок понимает, что причина этого в беспомощности малыша, а не в отсутствии любви. Старший ребенок уже переживал этот момент, такое поведение родителей его не удивляет, а значит, полностью отсутствует ревность, как это случается в семьях с двумя детьми. Напротив, в многодетной семье старшие дети помогают взрослым в заботе о младших, а это укрепляет братско-сестринские отношения.2. Многодетные семьи более крепкие. Родители в многодетной семье заняты важными делами — воспитанием детей. У них нет возможности на проявление негатива, так как необходимо ежедневно решать экономические, хозяйственные, психологические и другие проблемы. При этом важно принимать общее решение, так как оно затрагивает каждого человека. Общая ответственность за семью объединяет всех. По статистике разводы в многодетных семьях встречаются гораздо реже, чем в парах с 1–2 детьми.Возможно, у родителей нет времени на удовлетворение личных интересов, но это только на начальном этапе становления семьи. Со временем в ежедневные дела будут вовлекаться дети, а значит, у родителей будет появляться свободное время. Да и отдыхать интереснее вместе с детьми, поэтому возникают целые семейные традиции, вырастающие из хобби родителей.3. У детей из многодетных семей хорошо развита коммуникабельность. С самого рождения дети в многодетных семьях включаются в большой поток общения. Поэтому они вырастают более коммуникабельными. Этот навык позволяет им быстро устанавливать социальные связи в повседневной жизни. А это поможет в карьере и будущей семейной жизни.4. Дети из многодетных семей умеют распоряжаться деньгами. В многодетной семье дети привыкают к экономии средств и с малых лет умеют правильно обращаться с деньгами. Они умеют отличать нужное от ненужного и хорошо разбираются в том, какую вещь следует купить, а без какой можно вполне обойтись. Когда же у детей появляется желание что-то иметь, то, приученные к труду, они находят способ заработать деньги самостоятельно. Впоследствии из детей, воспитанных в многодетных семьях, благодаря их экономности и ответственности, вырастают хорошие бизнесмены и предприниматели.5. Высокая способность к адаптации и психологическая устойчивость. Замечено, что дети из многодетных семей быстрее адаптируются к любой категории людей, так как с детства привыкли к принятию интересов и желаний окружающих. Кроме того, дети постоянно наблюдают действия родителей по предотвращению конфликтов разного рода, что позволяет им впитывать необходимые социальные навыки. Дети умеют воспринимать других детей такими, какие они есть, без стремления кого-то переделать. Они менее ранимы, более целеустремленны, и, как правило, достигают своих целей.Трудности многодетной семьи. И все-таки жизнь многодетной семьи не настолько проста и безоблачна. Предупрежден — значит вооружен, и если в вашей семье больше двух детей, будьте готовы к некоторым сложностям, которые, впрочем, тоже можно превратить во благо.Материальные сложности. Какие бы льготы не устанавливало правительство для многодетных семей, нужно признать, что расходов в таких семьях гораздо больше, чем в маленьких семьях. Родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить своим детям полноценную жизнь. В многодетных семьях многие вещи делают самостоятельно: выращивают овощи, содержат хозяйство, делают ремонт, шьют и т. д. Все это способствует экономии расходов, ну а дети привыкают к труду и самостоятельности. Родители могут быть уверены в том, что во взрослой жизни их сыновья и дочери не пропадут и точно найдут для себя занятие.Дефицит внимания. Каждому ребенку иногда очень хочется побыть с мамой, рассказать какой-то особый секрет или просто пожаловаться. В многодетной семье это сделать почти невозможно. Малыши постоянно находятся в коллективе. А значит, кроме мамы, в процесс разговора обязательно вклинится кто-то из родных. Если родители допускают ошибки в воспитании, не замечая потребности во внимании, то возможны проблемы в поведении детей, поэтому иногда родителям нужно пытаться выделять время для общения с ребенком наедине. Сходите на небольшую прогулку сегодня с одним ребенком, завтра — с другим, послезавтра — с третьим. Это поможет избежать дефицита внимания и укрепит внутрисемейные связи.Большая психологическая нагрузка. В многодетной семье дети рано переходят на следующий возрастной этап. Однако несоответствие социального развития возрасту несет в себе большую нагрузку на психику. У детей может рано развиться склонность к лидерству, стремление брать на себя лишнюю ответственность. При этом могут неправильно расставляться приоритеты. Например, важным становится забота о младшей сестре, а не учеба. И с одной стороны, это хорошо — дети, как уже было сказано выше, вырастают ответственными, а с другой — они теряют детство. Старайтесь сохранить это детство: играйте с детьми, дурачьтесь с ними, балуйтесь. Это не только разгрузит их психику, но и сделает семью еще более дружной.Отсутствие личного пространства. Конечно, бывает, что у каждого ребенка в многодетной семье есть своя отдельная комната, но случается это редко. Чаще всего дети объединятся в комнаты по половому признаку. В любом случае, ребенок обделяется личным пространством, которое достаточно важно для полноценного развития. Пожалуй, решить эту проблему сложнее всего. Но зато у такой семьи всегда будет общая цель — иметь свой собственный большой дом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Полякова Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 450 - 455. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12893 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12893



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.