'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 60

Просмотры  20 просмотров

Куприянова Н.Н., Морозов В.А.

  


ОСОБЕННОСТЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ *

  


Аннотация:
у спортсмена на протяжении всей спортивной деятельность имеется требование к высокой результативности, а в командных видах спорта – еще и ответственность за общий результат. Во время сезона спортсмен постоянно сталкивается с многочисленными стрессогенными факторами, которые негативно сказываются на подготовке к соревнованиям и на результате, к которому спортсмен идет во время сезона.   

Ключевые слова:
стресс, адаптивные копинг-стратегии, копинг-ресурсы, психологические ресурсы, копинг-стратегии   


В настоящее время от спортсмена требуют, чтобы он обладал стрессоустойчивостью и индивидуально-психологическими особенностями личности, обеспечивающими эффективность соревновательного результата. Способность спортсмена совладать с ситуациями отрицательного опыта в соревновательной деятельности определяет его профессиональную успешность. В психологии спорта достижения высоких результатов спортсменов зависят не только от наличия специальных способностей (высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, психологической гибкости, физической подготовки), но и от степени выраженности совладеющего поведения или проявления копинг-стратегий. Для спортсменов подросткового возраста, которые претерпевают успех-неуспех в соревновательной деятельности и затем переживают его в постсоревновательный период, особенно важно овладение адаптивными копинг-стратегиями поведения в стрессовых ситуациях. Копинг-стратегии – это действия, которые совершает личность для того, чтобы справиться со стрессом и вообще с трудными жизненными ситуациями. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой спортсменами адаптивных копинг-стратегий поведения с целью преодоления стрессовых ситуаций в спортивной деятельности.Разработанность проблемы. Копинг-стратегии изучали: В.А. Бодров, Р.М. Грановская, Р. Лазарус, Р. Моос, Л. Мэрфи, О.Б. Полякова, С. Фолкман, С.В. Фролова, Н. Хаан, В.М. Ялтонский и др. Классификации копинг-стратегий поведения в стрессовых ситуациях создавали: Д. Амирхан, Л.И. Анцыферова, М.С. Замышляева, Ч. Карвер, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Р. Лазарус, О.Б. Полякова, Э. Хайм, С. Хобфолл и др. Особенности копинг-стратегий поведения спортсменов выявили: А.В. Алексеев, Н.А. Батурин, Л.Д. Гиссен, Р.М. Загайнов, В.Л. Марищук, О.Б. Полякова, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, А.Т. Филатов и др.Методы исследования:1) Копинг (К, авторы: Р. Лазарус и С. Фолкман, авторы адаптированного варианта: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева, цель – определить копинг-механизмы, способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегии),2) Индикатор копинг-стратегий (ИКС, автор – Д. Амирхан, методика адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева, цель – определить доминирующую копинг-стратегию),3) Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (СПСС, автор – С. Хобфолл, цель – выявить особенности поведенческих стратегий преодолевающего поведения),1. математическая обработка данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена.Выборка. В исследовании приняли участие 60 спортсменовПо мнению Ю.Л. Ханина, профессиональный спорт невозможен без стремления к риску, к преодолению границ прочности организма, жесточайшей конкуренции, а также без факторов, способствующих возникновению тревоги и стресса [14].В работе Ю.Л. Ханина описано, что достичь значительных результатов в определенном виде спорта способны спортсмены с различными личностными проявлениями, однако среди ключевых факторов успешной деятельности спортсмена, влияющих на его результативность и благополучие, в первую очередь, выделяются: его сила нервной системы, стрессоустойчивость, и возможности по преодолению стресса. Это связано с тем, что спортсмены вынуждены учиться справляться с различными стрессовыми ситуациями, начиная с начала карьеры и по её завершении [14].С.А. Хазова, В.Н. Смоленцева и В.Ф Сопов отмечают, что саморегуляция спортсмена отображается в его возможности в любой момент регулировать свое состояние и самоконтроля соревновательного поведения. Данный процесс определяется возможностью проводить контроль над причинами возникающих психологических и эмоциональных состояний и их различными проявлениями, скоростью и реакцией переключения внимания на различные объекты, применять вербальные и невербальные специальные приемы, умением мысленно моделировать различные соревновательные ситуации, отвлекаться от воздействия тревожных и раздражающих психологических факторов [15], [16]Результаты исследования показали, что:- у 39 спортсменов (65%) средний уровень использования стратегии принятие ответственности, это говорит о том, что спортсмен иногда признает своего участия в возникновении проблемы, и ищет поиск ее решения, а иногда отрицает ее взаимосвязь, и средний уровень использования данной стратегии, говорит о том, что спортсмен иногда признает своего участия в возникновении проблемы, и ищет поиск ее решения, а иногда отрицает ее взаимосвязь,- у 37 спортсменов (62%) выше среднего уровень использования стратегии самоконтроль, у них наблюдаются преодоления негативных переживаний за счет подавления и сдерживания эмоций, стремление к самообладанию,- у 33 спортсменов (55%) уровень использования стратегии положительной переоценки выше среднего, они стараются искать положительные стороны в сложившейся ситуации,- у 31 спортсмена (52%) выше среднего уровень использования стратегии поиск социальной поддержки, решают проблемы, обращаясь за помощью к коллегам, тренеру, родственникам и т.д.,- у 29 спортсменов (49%) выше среднего уровень использования стратегии планирование решения проблемы, они проводят анализ ситуации и ищут решения по разрешению проблемы, а также они планируют свои действия,- у 21 спортсмена (35%) высокий уровень использования стратегии планирование решения проблемы, они проводят целенаправленный анализа ситуации, ищут стратегии разрешения проблемы, планируют собственные действия с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.Результаты математической обработки данных свидетельствуют о том,что существует положительная корреляционная зависимость между: поиском социальной поддержки и планирование решение проблемы (rs =0.558), положительной переоценкой и поиском социальной поддержки (rs =0.537) принятием ответственности и самоконтроль (rs =0.53), положительной переоценкой и планирование решение проблемы (rs =0.819).Таблица 1. Примечание: КК – конфронтационный копинг, Д – дистанцирование, СК – самоконтроль, ПСП – поиск социальной поддержки, ПО – принятие ответственности, БИ – бегство-избегание, ПРП – планирование решения проблемы, ПП – положительная переоценка, РП – разрешение проблем, ПСП – поиск социальной поддержки, ИП – избегание проблем, АссД – ассертивные действия, ВСК – вступление в социальный контакт, ПСП – поиск социальной поддержки, ОД – осторожные действия, ИД – импульсивные действия, И – избегание, НД – непрямые действия (манипулятивные), АсоД – асоциальные действия, АгД – агрессивные действия.Сформулированы практические рекомендации для спортсменов с целью формирования адаптивных копинг-стратегий поведения в стрессовых ситуациях: психологическая профилактика психического напряжения, например, с помощью ведения ежедневных самоотчетов – «Дневника самоконтроля спортсмена», психологическое консультирование спортсменов и тренеров по вопросам повышения стрессоустойчивости, моделирование соревновательных условий, тренинги по обучению приемам саморегуляции, развитию навыков продуктивного и осознанного преодоления трудностей и стрессовых состояний, концентрации, мобилизации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Куприянова Н.Н., Морозов В.А. ОСОБЕННОСТЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 408 - 414. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12888 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12888



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.