'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 59

Просмотры  12 просмотров

Клюйко И.А., Морозов В.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ-ГОССЛУЖАЩИМИ И ИХ ДЕТЬМИ ПОДРОСТКАМИ, НА ПРИМЕРЕ МИНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАМОЖНИ *

  


Аннотация:
в работе представлены результаты диагностики особенностей взаимодействия родителей-госслужащих и их детей-подростков на примере Минской региональной таможни по средством применения методики И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР)». Являясь зеркальным опросник позволил увидеть позицию, видение взаимодействия не только со стороны родителя-госслужащего, но и со стороны его ребенка-подростка.   

Ключевые слова:
родитель-госслужащий, ребенок-подросток, взаимодействие, нарушения, диагностика, особенности   


На сегодняшний день существует область для исследований, которая не теряет своей актуальности, а лишь набирает количество исследований, обсуждений, решений и т.д. вокруг себя и это область взаимоотношений между родителями и детьми, в частности между родителями и их детьми-подростками.Заинтересованность этой темой возрастала и строилась на том, что, работая психологом в Минской региональной таможне, и занимаясь не только психологическим отбором кандидатов на службу в таможенные органы, тестированием личного состава, но и психологическим консультированием сотрудников по трудовым, семейно-бытовым и иным вопросам, одними из самых частых «клиентов» являлись сотрудники женщины, у которых есть дети-подростки и определенные нарушения в процессе взаимодействия.Основной запрос заключался в том, чтобы помочь научиться понимать своего ребенка-подростка, понимать его чувства, понимать, как он воспринимает работу своего родителя-госслужащего и как в целом добиться гармоничного и конструктивного взаимоотношения со своим ребенком-подростком.Таким образом у нас появилось желание более глобально изучить тему взаимоотношений между родителями-госслужащими и их детьми-подростками.Во многом успешность социализации ребенка, в том числе подростка, зависит от непосредственно структуры семьи, особенностей самих родителей, а также насколько хорошо и правильно эти самые родители понимают свои особенности и особенности своего ребенка-подростка. [10]Для гармоничных, «здоровых» и конструктивных отношений в первую очередь понять, осознать и контролировать свое поведение должен родитель и тем самым не подавлять личность своего ребенка, стремится понять его поведение и в целом своим поведением показывать любовь и готовность оказать помощь, если это будет необходимо.Для диагностики особенностей взаимодействия между родителями и детьми, была применена методика «Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР)» (И. М. Марковская), результаты данной методики позволили определить особенности взаимодействия между родителями и детьми и их уровень у родителей-госслужащих и их детей-подростков на базе Минской региональной таможне. [9]Для наглядности результаты диагностики особенностей взаимодействия между родителями и детьми и их уровень у родителей-госслужащих и их детей-подростков (n=60) представим графически.Рис. 1. Особенности взаимодействия между родителями и детьми и их уровень у родителей-госслужащих и их детей-подростков (n=60) в Минской региональной таможне.Исходя из данных, представленных на рисунке 1., можно сказать, что такая особенность взаимодействия между родителями-госслужащими и детьми-подростками Минской региональной таможни как «нетребовательность – требовательность» находится преимущественно в диапазоне пониженного уровня, что говорит нам о том, что родители-госслужащие во взаимодействиях со своими детьми-подростками чаще нетребовательны и не ожидают от них высокого уровня ответственности.«Мягкость – строгость» находится на среднем уровне и характеризуется тем, что часть родителей-госслужащих из всей выборки (n=60) применяют по отношению к своим детям-подросткам суровость, вводят строгие правила или требования при взаимодействии и воспитания в целом, а также о некой степени принуждения к чему-либо. Другая часть родителей-госслужащих, наоборот, проявляют излишнюю мягкость, им сложно ругать своих детей-подростков, если те провинились и т.д. Средний уровень «мягкости – строгости» как и в целом любой другой особенности может также говорить о неправильном восприятии собственного поведения или поведения своего родителя-госслужащего/ ребенка-подростка или же о непоследовательности, которая также находится в диапазоне среднего уровня в нашем исследовании. Т.е. у родителя-госслужащего в процессе взаимодействия со своим ребенком-подростком может сменяться постоянство применения своих требований, наказаний, поощрений и прочего., что в результате может привести к развитию воспитательной неуверенности, эмоциональной неуравновешенности и т.д.Далее проанализируем такую особенность взаимодействия, как «автономность – контроль», которая по результатам диагностики всех испытуемых находится преимущественно на среднем уровне и говорит о том, что одна часть родителей-госслужащих чаще и больше контролирует своих детей-подростков. Высокий контроль с их стороны может проявляться в так называемой чрезмерной опеке, навязчивости, ограничительности, которая в подростковом возрасте имеет более бурную ответную реакцию, которая вряд ли устроит родителя-госслужащего, тем самым нарушается процесс конструктивного, гармоничного взаимодействия.Другая же часть родителей-госслужащих выбирают для себя низкий контроль, например вследствие большой загруженности на работе, а также отсутствием средств связи на рабочем месте, сильной усталости после рабочего дня и прочее. Однако слишком низкий контроль может привести к тому, что ребенок-подросток будет или уже чувствует абсолютную автономию, вседозволенность, а также банальное безразличие к его личности, интересам со стороны родителя.«Эмоциональная дистанция - близость» по результатам данных, представленных на рисунке 1. находится в диапазоне повышенного уровня, что в свою очередь характеризуется тем, что представления части родителей-госслужащих и детей-подростков о близости к друг другу совпадает, т.е. присутствует желание делиться важным, сокровенным и т.д.«Отвержение – принятие» находится также на повышенном уровне и означает то, что часть родителей-госслужащих из общей выборки принимают личностные качества, особенности и поведенческие проявления свои детей-подростков, что в свою очередь благоприятно сказывается на самооценке этих детей, а также на взаимодействия с родителями в целом. Далее проанализируем такую особенность взаимодействия, как «отсутствие сотрудничества - сотрудничество», которая по результатам диагностики всех испытуемых находится преимущественно на среднем уровне и говорит о том, что у части родителей-госслужащих ребенок-подросток не включен во взаимодействие или сам ребенок чувствует, что его права и достоинства не признаются или этому не уделяется должное внимание, между ними отсутствует должное равенство и партнерство. Также это может быть вызвано тем, что некоторые родители не принимают или не осознают именно процесса взросления своего ребенка-подростка, что он уже не маленький ребенок.У другой части родителей-госслужащих данная включенность присутствует или дети-подростки ее чувствуют и признают, также, как и первые признают и осознают процесс взросления.«Несогласие - согласие» по результатам данных, представленных на рисунке 1. находится в диапазоне среднего уровня и характеризуется частотой и степенью согласия между родителями-госслужащими и детьми-подростками в различных жизненных ситуациях.В целом результат по данному показателю является нормой, особенно учитывая, что одним из связующих звеньев является ребенок-подросток, который в подростковый период как раз таки ориентирован на отстаивание своей личности, границ, интересов и в целом, как мы знаем, в данный период времени для них друзья и окружение сверстников выходит на первый план, а родители переходят на второй. В целом оценить степень согласия можно не только этой шкалы, но и всех остальных, так как расхождения между ними характеризуют различия во взглядах родителя-госслужащего и ребенка-подростка на воспитательный процесс в семье.Далее проанализируем такой показатель, как «авторитетность», который исходя из данных, представленных на рисунке 1, находится в диапазоне повышенного уровня. Данный показатель указывает на то, что для мнения, действия, поступки большинства родителей-госслужащих являются авторитетными или имеют влияние на ребенка-подростка. Сравнение результатов родителей-госслужащих и детей-подростков позволяет изучить и увидеть степень расхождения родительского авторитета.Показатель «удовлетворенность отношениями» находится на среднем уровне, что говорит нам о том, что как с той, так и с другой стороны есть определённые нерешенные или даже неосознаваемые на первый взгляд вопросы, которые влияют на данный показатель.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Клюйко И.А., Морозов В.А. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ-ГОССЛУЖАЩИМИ И ИХ ДЕТЬМИ ПОДРОСТКАМИ, НА ПРИМЕРЕ МИНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАМОЖНИ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 400 - 407. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12887 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12887



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.