'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 56

Просмотры  42 просмотров

Кирдяпкина Н.Ю.

  


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в работе приводится описание процесса формирования коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста, его специфика и закономерности.   

Ключевые слова:
коммуникативно-речевые навыки, коммуникативно-речевое развитие, ранний возраст, дети раннего возраста   


Формирование коммуникативно-речевых навыков в раннем возрасте имеет определенную специфику, закономерности и свои особенности.Основные теории порождения и восприятия ребенком речи отражены в работах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева. Речевая деятельность формируется в процессе коммуникации ребенка со взрослыми на основе врожденной речевой функции. Первоначально в онтогенезе развиваются коммуникативные навыки, на них базируются речевые, которые, в свою очередь, являются базой для выработки языковых навыков. Согласно работам Г.А. Урунтаевой, можно выделить следующие особенности развития речи у детей раннего возраста:развитие речи связано с общением со взрослыми людьми и с вовлечением в практическую деятельность по манипулированию с предметами,формируется активная речь, которая выступает средством коммуникации,появляются обобщающая и регулирующая функции речи,формируются ситуативная и описательная речь,ребенок оказывает влияние посредством речи на себя и на взрослого,речевая коммуникация отражает опыт контакта малыша с окружающим миром,формируется слушание и понимание сказок, рассказов взрослого, это дополняет опыт ребенка и способствует усвоению социальный опыта [14, с. 30].Овладение активным словом происходит в три этапа: вначале внимание младенца направлено на предмет, чуть позже главный объект внимания – взрослый, затем всё внимание переключается на слово.В раннем возрасте используемые осмысленные слова еще не имеют обобщенного значение, за единицей языка стоит образ конкретного предмета, с которым ребенок взаимодействовал. Ребенок учится обобщать предметы примерно к трем годам.Ситуативная форма речи, проявляющаяся в связи с конкретной ситуацией, строится как диалог, в котором ребенок взаимодействует со старшим партнером по коммуникации. Позже у ребенка возникает потребность сообщить обо всем, что происходит вокруг, донести эту информацию до собеседника, так проявляется описательная речь [3, с. 10].Большим шагом в развитии и понимании речи становится овладение слушанием. После одного года жизни развивается речевое внимание, навык сосредоточиться содержательной части воспринимаемой информации. Ребенок способен понять смысл небольших текстов, рассказов взрослого.До трех лет у детей сменяется две формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая [7, с. 57]. Ситуативно-личностная коммуникация возникает, когда новорожденный смотрит в глаза взрослого, отзывается улыбкой на эмоциональные проявления, сам улыбается, использует вокализации, привлекает родителя, корректирует свое поведение в зависимости от действий старшего [1, с. 35]. Содержанием потребности в общении выступает стремление к вниманию и бережной заботе взрослого. Мотив коммуникации – личный, средствами выступают экспрессивно-мимические действия малыша. Общение в этом возрасте – ведущая деятельность.Со второго полугодия жизни осваивается новая ситуативно-деловая форма общения, коммуникация происходит в ходе совместных со старшими партнерами манипулятивных действий. Ребенок требует, чтобы взрослый принимал участие в его занятиях. Взрослый человек выступает как образец и участник общих действий. В арсенал средств общения добавляются предметные. Обогащается и палитра эмоциональных переживаний ребенка.Ситуативно-деловая форма общения закрепляется примерно до возраста трех лет, когда на смену ей приходит форма, не связанная с местом и временем – внеситуативно-познавательная [4, с. 114]. Ю.М. Хохрякова, Н.М. Аксарина отмечают среди особенностей развития детей раннего возраста высокую динамичность, высокую пластичность развития, широкие потенциальные возможности, неравномерность, скачкообразность развития, а также тесную взаимосвязь состояний здоровья, физического и психического развития [17, с. 171]. Потребность в общении со взрослым зарождается у ребенка с самых первых месяцев, которая быстро нарастает, равняясь по силе с органическими потребностями. В период новорожденности лицо близкого взрослого становится наиболее сильным стимулом, вызывающим яркие эмоции радости. Общение со взрослым позволяет поддерживать эмоционально-положительное состояние младенца, без него вероятны нарушения возбудимости, задержки в психическом развитии, страдает развитие нравственных качеств индивида.Многие исследователи, такие как А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие, описывали этапы речевого развития. Так, например, Г.Л. Розенгарт-Пупко в своих работах рассматривала два периода формирования речи: подготовительный (до двух лет), этап самостоятельного становления речи (после двухлетнего возраста) [12, с. 34].С.Н. Цейтлин разрабатывала пять основных этапов формирования детской речи в норме: дословный, однословных высказываний, начальных двухкомпонентных высказываний, элементарных сложных предложений и переходный этап от знания системы языка к знанию нормы, детские инновации (с 3 лет) [18, с. 215].А.А. Леонтьев выделял несколько этапов формирование коммуникативных умений от рождения до трех лет:1. доречевой или довербальный этап (относится к первому году жизни ребенка),2. этап первичного освоения языка (дограмматический) (занимает второй год развития)3. этап усвоения грамматики или этап развития речевого общения (третий год жизни) [Леонтьев, А.А.].Рассмотрим детальнее формирование навыков ребенка в период раннего развития для прояснения закономерностей развития коммуникации до трех лет. На доречевой стадии коммуникации ребенок осваивает так называемый протоязык, состоящий из звуков, мимики, жестов [8, с. 67]. Новорожденный вступает в коммуникацию поступательно. Перечислим коротко особенности развития в период новорожденности: отсутствие сложившихся стереотипов поведения, небольшое набор безусловных рефлексов, интенсивное развитие органов чувств в сравнении с двигательными навыками, самое важное — социальная опосредованность жизни с самого рождения.Период новорожденности (первые недели жизни) имеет своей особенностью отсутствие поведения в привычном смысле слова. Присутствуют лишь врожденные рефлексы, малыш большую часть времени проводит во сне, просыпаясь только на кормление. Взрослый стимулирует появление у младенца новых эмоций. Изначально эмоции младенца отрицательные, связанные с неудовлетворением и дискомфортом. В ответ на внимание и бережную заботу взрослого у ребенка появляются положительные переживания. Врожденная речевая функция в онтогенезе должна быть активизирована общением с окружающими взрослыми людьми, при отсутствии же внешних стимулов (игнорирование ребенка, грубое обращение) функция может блокироваться.В течение первого месяца ребенок осваивает первый способ взаимодействия с миром – крик. Крик является инстинктивной реакцией новорожденного на различные неудобства: голод, боль, физический дискомфорт и прочее. Первоначально крик ни к кому не обращен, но быстро младенец устанавливает связь своего крика с устранением дискомфорта мамой. С помощью крика ребенок научается привлекать внимание к своим потребностям, постепенно появляются различные оттенки недовольства, дифференцируются интонации крика. Младенец начинает варьировать плач, дополняя его кистевым языком новорожденного для передачи своего состояния, настроения [13, с 54].Еще одна рефлекторная реакция малыша – это улыбка. Она как первый социальный жест появляется буквально с первых дней жизни, изначально не имеет адресата, с течением времени становится адресной, входит в «комплекс оживления». Этот комплекс представляет из себя различные эмоционально позитивные реакции ребенка на взрослого: движения, улыбка, фиксация взгляда на взрослом. До трех месяцев коммуникации включают контактное общение, направленное на удовлетворения биологических потребностей ребенка. В возрасте двух-трех месяцев ведущей доминантой развития психики служит формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Также, в районе 2-3 месяцев ребенок осваивает гуление и агуканье. Необходимо отметить, что разные авторы несколько отлично периодизируют стадии детской речи и их характеристики. Исследователи в работах дают предлагают разные периоды голосовых реакций, так, например, гукание, определяют как отдельный вид вокализаций (Т.В. Базжина, Е.Н. Винарская), или учитываются вместе с гулением (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Е.И. Исенина) [5, 8, 18].Вскоре младенец овладевает навыком хватания предметов. Ситуативно-деловая форма общения возникает на основе действий с предметами в совместной деятельности со взрослым [10, с. 167]. Следующий этап развития коммуникативных навыков начинается приблизительно со второго полугодия жизни младенца. В это время ребенок тренируется произносить отдельные слоги и фонемы, совершенствует лепетную речь. Появляются первые псевдослова, их малыш дополняет жестами и мимикой. Квазислова напрямую связаны с ситуацией, в которой были произнесены, направлены на побуждение взрослого к определенным действиям. С течением времени они усложняются.С восьми месяцев младенец откликается на упоминание своего имени, активно вслушивается в голоса окружающих, способен найти любимую игрушку по просьбе родителей. К этому периоду малыш уже может отличать знакомых и чужих людей, способен реагировать криком на приближение незнакомца.На этапе девяти месяцев жизни младенец проявляет любопытство к другим детям, привлекает внимание вокализациями, смехом, бросает или отнимает игрушки. Это рассматривают как форму игровых действий.К 10-12 месяцам появляются первые слова, которые чаще всего связаны с ближайшим окружением младенца, эти слова складывает из повторяющихся слогов: «ма-ма», «ля-ля». Ребенку нравится коммуницировать со окружающими людьми, привлекать их внимание к себе (например, выполняет просьбы дать игрушку, громко смеется, использует в речи простые слова) [11, с. 36].Таким образом, первый год жизни представляет собой период, на протяжении которого образуются основные компоненты для последующего речевого развития ребенка:формируется моторная основа речи, развивается артикуляционная моторика,формируется ритмико-слоговая и интонационно-мелодическая составляющая речи – (интонация, фразовое ударение),совершенствуется понимание речи, увеличивается пассивный словарь,формируется коммуникативная функция речи [2, с. 117].Со второго года жизни начинается этап первичного освоения языка. К концу первого года младенец определил предметы как постоянные категории, обладающие определенными свойствами. На новом этапе он стремится научиться оперировать ними, употреблять их по назначению, понять функции объектов. Взрослый создает предметы и он же демонстрирует образец действий с ними.Доминирующей деятельностью выступает предметная, средством же ее воплощения становится ситуативно-деловое общение.Д.Б. Эльконин указывает, что ребенок начинает себя сравнивать со взрослым как образцом деятельности, а также осваивает перенос действия с одного объекта на другой, делает обобщение, результатом чего становится появление игровой деятельности [19, с. 189].Дограмматичность этапа первичного освоения языка подразумевает, что с помощью первых слов ребенок описывает целую ситуацию или даже несколько ситуаций. Также первым словам присуща неграмматичность – отсутствие последовательности, синтаксического соглашения языка, изолированность слов. Ребенок постепенно научается связывать слова в короткие предложения, поначалу из двух слов. Также в его речи появляются первые вопросительные предложения, активно расширяется словарь. Подавляющее большинство употребляемых слов – существительные.В этом возрасте (один-полтора года) мы говорим о первом периоде гиперсензитивности, когда достаточное общение взаимодействие взрослого с ребенком ведет к быстрому пополнению словаря, однако, при дефиците такого общения, физическом и психическом неблагополучии формирующаяся речь легко может быть нарушена (задержка первых слов, «забывании» уже освоенных слов, вплоть до остановки речевого развития).На втором году отмечается совершенствование понимания, речи, двигательных навыков, чувственное развитие, прогресс в игровой деятельности и действий, манипуляциях с предметами. Самый информативный показатель на 2 – 3 году жизни ребенка – развитие инициативной речи. Запаздывание в формировании активной речи часто говорит о возможных неблагоприятных условиях воспитания [16, с. 45]. Мы можем наблюдать, как меняется характер коммуникации со взрослыми, характер потребностей ребенка. Возрастает активность, всё чаще ребенок выступает инициатором общения, проверяет границы дозволенного, реакцию окружающих, демонстрирует положительные и отрицательные эмоции. Малышу важно привлечь внимание, продемонстрировать свой замысел (но не раскрыть его), получить реакцию взрослого.К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь, состоящая обычно из двух или трех слов, содержащих требования («папа, дай», «баба, иди», «Лиле пить дать»). Отсутствие к 2,5 годам у ребенка фразовой речи дает основание предполагать, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Ближе к трем годам приходит этап усвоения грамматики, ребенок осваивает грамматическую структуру предложения. В речи появляются распространенные предложения, кратно возрастает словарный запас. Приблизительно в это время наступает вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи малыша. Воплощение ребенком речевого замысла приводит к его психическому эмоциональному напряжению. У трехлетки возникает повышенная потребность в речевой активности [6, с. 253]. Малыш понимает не только смысл ситуации общения, но и значение употребляемых другими участниками слов, высказываний. В этот период речь выходит на первый план, она приобретает активно-реактивный характер, а позже активный. Расширение лексического запаса ведет к усложнению структуры речевых высказываний.Ребенок может отказаться от выполнения указаний, если не находит в них смысла для себя и удовлетворения своих желаний. Характерной чертой общения малыша становится употребление как невербальных, так и собственных речевых высказываний. Формируется активная контекстная речь. Ребенок может просить о помощи, выражать словами свое согласие и не согласие, просит разъяснений непонятного («Зачем?»), пытается проинформировать партнера по коммуникации о чем-либо, дает ответы на заданные вопросы. Для него важен взрослый, характер коммуникации с ним, доверие, эмпатия.Ранний возраст заканчивается с достижением ребенка трехлетнего возраста. К этому моменту ребенок осваивает основные коммуникативно-речевые навыки. В дальнейшем они совершенствуются, а с ними совершенствуется речь ребенка.Подводя итог, следует отметить, освоение речи – это одно из главных достижений ребенка раннего возраста. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, формирования образной речи. Развитие речи у ребенка происходит поэтапно, каждый этап имеет свои особенности и закономерности, которые следует учитывать взрослым для создания благоприятных условий, способствующих развитию речи ребенка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кирдяпкина Н.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 374 - 384. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12884 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12884



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.