'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 52

Просмотры  20 просмотров

Калягина П.В., Баннова Е.В., Селиванова Ю.В.

  


РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ОВЗ *

  


Аннотация:
в статье описано краткое содержание программы тренингов и семинаров-практикумов «Мой дом - моя крепость», для замещающих родителей, взявших на воспитание детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Предложенная программа нацелена на помощь в семейной адаптации и социализации детей-сирот, с ограниченными возможностями здоровья, а также предотвращение отказов от детей.   

Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, замещающая семья, дети-сироты, дети с ОВЗ   


В настоящее время курс государства на приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, провозглашен в качестве первоочередной меры государственной семейной политики во многих документах, в том числе отражен в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [1].По официальным данным Минпросвещения РФ в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 1 января 2024 года, состоит более 35 тысяч детей, которые подлежат устройству на воспитания в семьи [4]. Следовательно, можно говорить о трудностях, связанных с разрешением проблемы семейного устройства детей, оставшихся без родителей.Успешная социализация в обществе и помощь гармоничному развитию ребёнка в семье, вот главные задачи, которые ставятся перед замещающей семьей. Процесс передачи детей в замещающую семью стал массовым и вместе с позитивными имеет и ряд отрицательных последствий. Наряду с проблемой устройства детей-сирот на семейные формы воспитания существует проблема возврата детей из замещающих семей обратно в интернатные учреждения. Этот факт в свою очередь способствует нравственной и психической деградации ребенка, а следовательно, оставляет неизгладимый след на его психике и способствует развитию специфических поведенческих отклонений и нежелание в дальнейшем иметь семью [3]. В случае с ребенком, имеющим отклонения в развитии, это факт может способствовать регрессу в его лечении.Согласно официальной статистике по Саратовской области, предоставленной министерством образования в интернатных учреждениях, находятся 554 ребенка – сироты, 338 человек из них имеют ограничения по здоровью (151 ребенок имеет установленную инвалидность). На семейных формах воспитания находятся 4716 детей-сирот, их них 364 имеют ограничения по здоровью (с установленной инвалидов 209 детей). Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что родители неохотно берут на воспитание детей с ОВЗ и большая часть таких детей остается в стенах казенного учреждения. Таким образом, можно говорить о тенденции устройства в семьи условно здоровых детей.В Саратовской области ежегодно по инициативе опекунов (приемных родителей) отменяется около 60 решений о принятии ребенка. Кроме того, договор с родителями может быть расторгнут и по инициативе органов опеки и попечительства. В целом, около 10% детей-сирот ежегодно переживают вторичный возврат.Рис. 3 Количество детей-сирот, возвращенных из замещающих семей в государственные учреждения с 2020 по 2023 гг. (Саратовская область).Широкое распространение форм семейного устройства затрудняют многие факторы (социальные, экономические и психологические), а также фактор здоровья принятого ребенка. Вместе с тем, различные исследования показывают, что воспитание ребенка-сироты в стенах государственного учреждения отрицательно отражается на его физическом и психическом здоровье в связи с переживанием состояния депривации, вызванного невозможностью устанавливать близкие, доверительные, эмоционально насыщенные и стабильные отношения со значимым взрослым, что, в свою очередь, мешает в преодолении тех или иных отклонений в развитии [2]. У большого количества детей-сирот, помещенных на воспитание в семьи, отмечается отставание в развитии, что предъявляет к замещающим родителям дополнительные требования к условиям реабилитационного пространства и развивающей среды в семье.Будучи воспитанниками учреждений для детей – сирот, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют общие черты, свойственные всем детям, развивающимся в условиях институционального воспитания, но также имеется ряд особенностей, отличающих их от детей с ОВЗ, воспитывающихся на семейном воспитании. В виду данных факторов замещающая семья, принявшая на воспитание такого ребенка, нуждается в постоянном комплексном психолого-педагогическом сопровождении.С целью профилактики вторичного сиротства и помощи в социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в замещающих семьях была разработана программа сопровождения «Мой дом - моя крепость».Задачами сопровождения является: просвещение замещающих родителей в вопросах воспитания на основе практико-ориентированных знаний, гармонизация взаимоотношений в семье, повышение компетенций родителей (педагогической культуры) и развитие их психологический ресурсов, профилактика эмоционального выгорания у замещающих родителей, сопровождение замещающих семей в психолого-педагогическом и социальном взаимодействии.Формы работы: семинар-практикум, групповой тренинг.Регулярность проведения: 1 раз в неделю. Методы и методики: семинар-практикум, групповые дискуссии, практикум в малых группах, сюжетно-ролевые игры, невербальная коммуникация и др.Реализация программы осуществляется в три этапа:1 этап – информирование и отбор участников программы. Задачи: Популяризация психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, первичная диагностика.2 этап - реализующий этап включает в себя блоки:1 блок – освещение психологических особенностей детей с ограниченными возможностям здоровья.Продолжительность реализации блока: 3 занятия по 60 мин. (всего 3 ч.).Методы: семинары, групповые дискуссии, практикумы в малых группах.Задачи: предоставление информацию для замещающих родителей о личностных особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья на каждом возрастном этапе, моделирование позитивного мышления, поиск новых способов взаимодействия, особенно в конфликтных ситуациях, предоставление информации об особенностях вызывающего поведения детей, его причинах и алгоритмах конструктивного реагирования на провоцирующее поведение ребёнка.2 блок - основы эффективной коммуникации и взаимодействия в семье.Продолжительность реализации блока: 5 занятия по 60 мин. (всего 5 ч.).Методы: игровые, невербальная коммуникация, психогимнастические упражнения, проективные рисунки и другие.Задачи: оказание эмоциональной поддержки замещающим семьям: разрыв шаблонного мышления по отношению к себе и ребёнку, формирование родительских компетенций и осознанного применения эффективных методов в воспитательном процессе, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья всех членов замещающей семьи, формирование позитивного и эффективного детско-родительского взаимодействия, развитие навыков эмпатии, формирование родительского пониманию внутреннего мира ребёнка, через совместную деятельность, установления визуального и физического контакта.3 блок - безопасность ребёнка в замещающей семье.Продолжительность реализации блока: 3 занятия по 60 мин. (всего 3 ч.).Методы: обучающие семинары, круглый стол.Задачи: изучение навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком, моделирование позитивного мышления, формирование навыка адаптироваться в сложных ситуациях, предоставить информацию для родителей по профилактике насилия и жестокого обращения, повышение правовой культуры замещающих родителей по защите прав ребёнка, информирование по профилактике правонарушений в каникулярное и свободное время.3 этап – подведение итогов участия в Программе.Задачи: проведение итогового тестирования, мониторинг результатов, составление рекомендаций по итогам Программы.Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на оптимизацию процесса воспитания в замещающей семье детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья поможет сформировать адекватную модель поведения ребенка-сироты в замещающей семье и его дальнейшее интегрирование в социум. Системное комплексное сопровождение замещающей семьи призвано решить проблему возврата детей из замещающих семей в интернатные учреждения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Калягина П.В., Баннова Е.В., Селиванова Ю.В. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ОВЗ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 354 - 360. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12880 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12880



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.