'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 46

Просмотры  35 просмотров

Конашенко А.А.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются коммуникативные стратегии и тактики в общественно-политическом дискурсе на примере публичных выступлений американских общественно-политических деятелей. Анализ таких выступлений, позволяет выявить успешные коммуникативные стратегии и тактики, которые помогают достигать желаемых коммуникативных целей и убеждать аудиторию. Коммуникативные стратегии и тактики играют ключевую роль в формировании образа лидера, убеждении аудитории и достижении поставленных целей. В публичных выступлениях Джорджа Буша младшего нередко использовались эмоциональные подача, простой язык и повторения для подчеркивания важности высказываемых идей, заметно стремление к созданию образа решительного и уверенного лидера. В свою очередь, Джо Байден использует более прямой и демократичный стиль общения с аудиторией. Он активно использует эмпатию и обращение к общечеловеческим ценностям, чтобы установить близкую связь с слушателями. Их выступления являются примером того, как разнообразные языковые средства и коммуникативные приёмы могут быть использованы для эффективного воздействия на широкую аудиторию и достижения поставленных целей в общественно-политическом дискурсе.   

Ключевые слова:
коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, дискурс, публичные выступления, коммуникация   


Политический дискурс представляет собой способ общения, который использует манипулятивные методы коммуникации для воздействия на аудиторию. Основная задача этой формы общения - убеждение, изменение мнений, призыв к действию или бездействию. Для достижения этих целей, люди в политическом дискурсе используют речевое воздействие, которое является главным инструментом манипуляции и убеждения. Стратегия убеждения в политическом дискурсе требует от говорящего использовать речевые приемы, которые воздействуют на эмоции адресата и вызывают положительную или отрицательную реакцию. Для достижения коммуникативных целей, говорящий выбирает коммуникативные стратегии, основываясь на анализе условий коммуникации и потребностях аудитории. Эти стратегии реализуются с помощью тактик, которые выполняют различные этапы стратегии с использованием соответствующих языковых средств [1].Каждое политическое выступление преследует определенные цели, и их достижение осуществляется через использование различных речевых тактик. Для реализации конкретной коммуникативной стратегии выбираются определенные типы тактик - речевые действия, которые помогают достичь целей выступления. Можно сделать вывод, что эффективность стратегии зависит от количества применяемых коммуникативных тактик. Основная цель коммуникативной стратегии заключается в том, чтобы повлиять на сознание адресата и воздействовать на него с целью изменить его в пользу говорящего [3].Стоит отметить, что политическое выступление – это подготовленная заранее речь, которая имеет чёткую структуру, цель, задачи, определенный ряд вербальных и невербальных средств, всё это закладывается в ходе стратегического планирования речи, где планируется набор стратегий, определение их этапов и тактик, которые реализуют отдельные коммуникативные задачи на разных этапах осуществления стратегии. Существует широкий ряд типов коммуникативных стратегий, которые различаются по функциям, характеру и содержанию. Выделяют основные и вспомогательные, общие и частные стратегии. Стоит остановиться на более широких типах стратегий, выделяют несколько основных из них [1]:1) стратегия на понижение,2) стратегия на повышение,3) стратегия театральности.Данные типы стратегий определяются тем, что в политическом выступлении участвуют три стороны, первая из которых – «мы», то есть говорящий, вторая – «свои», аудитория политического выступления, и последняя сторона – «чужие», те, против кого может быть направлена политическая речь. Взаимодействие «свой – чужой» играет ключевую роль в формировании ориентации пространства политического дискурса. Это ведущая оппозиция, которая присутствует практически в каждой коммуникативной стратегии, в ходе политической речи её трактовка часто видоизменяется на «добро – зло» и представляется в виде борьбы говорящего с оппозицией, борьбы добра со злом. Стоит детально рассмотреть выделенные стратегии. Что касается стратегии на понижение, то она направлена на дискредитацию группы «чужие», ослабление их позиции и создание негативного образа к ним в группе «свои». Среди тактик, используемых в этой стратегии, можно выделить тактику обвинения и обличения, когда выступающий обличает противника, указывает на его недостатки и плохие намерения, используя негативно-оценочные лексические средства.В свою очередь стратегия на повышение направлена на группу «свои» и группу «мы». Она осуществляется для увеличения значимости говорящего или идей говорящего и выставление их в лучшем свете. Среди используемых тактик можно выделить тактику презентации, когда идёт представление говорящего или идей с использованием положительных лексических единиц. Тактика отвода критики – оправдание и дистанцирования от негативных фактов. Стратегия театральности концентрирует своё внимание на группе «свои», так как делает акцент на наблюдателе. Этот наблюдатель чаще всего выступает в роли будущего избирателя, поэтому политическое выступление становится представлением для этого зрителя. Одной из особенностей этой стратегии выступает эмоциональность. Среди тактик можно встретить тактику побуждения, когда выступающий старается убедить аудиторию действовать так, как ему нужно. Эта тактика может комбинироваться с другими, например, с тактикой самопрезентации, в связи с тем, что говорящий должен представить себя наилучшим образом, чтобы к нему прислушивались и доверяли. Также встречается тактика размежевания, которая концентрируется на оппозиции «свои – чужие», когда недостатки оппонента выносятся на первый план и подчеркивается невинность выступающего, его непричастности к фактам, событиям, порочащим оппонента. Посредством противопоставления «свой – чужой» политикам удаётся дискредитировать оппонента, применяя особые лексические средства негативной коннотации. Для подробного рассмотрения стратегий и тактик, стоит обратиться к конкретным примерам. Джордж Буш младший, 43-й президент США, в период своего правления столкнулся с рядом национальных потрясений. В первый год его правления произошли террористические атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября 2001 года [2]. Буш обратился к нации из Овального кабинета, выступив с речью после атаки, унёсшей жизни тысячи человек.В ходе его обращения реализуются ряд коммуникативных стратегий. В первую очередь стратегия на понижение, а именно дискредитация группы «чужие», создание негативного образа и ослабление их позиций. Применяется тактика обвинения, указываются негативные намерения внешней группы с использованием негативно оценочных лексических средств: Terrorist attacks can shake the foundations of our biggest buildings, but they cannot touch the foundation of America. These acts shatter steel, but they cannot dent the steel of American resolve. America was targeted for attack because we're the brightest beacon for freedom and opportunity in the world. And no one will keep that light from shining [4]. В данном примере Джордж Буш младший использует метафору, связанную со строительством и прочностью материалов: foundations of our biggest buildings, steel, чтобы выразить идею о том, что террористические атаки могут разрушить здания, но не смогут подорвать основы Америки: foundation of America, steel of American resolve. Он также подчеркивает значение свободы и возможностей, которые предоставляет Америка, и объясняет, почему она была выбрана для атак. Выражение: brightest beacon имеет коннотацию с ярким символом, который невозможно затмить. Оратор использует стратегию на повышение, через символику "стального" характера Америки, указывая на прочность и непоколебимость. Это создает ассоциацию с силой и дает понять, что, хотя атаки могут нанести ущерб, они не смогут разрушить национальное единство и решимость.Здесь раскрывается взаимодействие «свой – чужой» через установление противоположности между террористическими атаками и основами Америки (сознание, решимость) говорящий старается подчеркнуть силу, стойкость и непоколебимость страны в лице ее граждан.Целью использования данных коммуникативных стратегий и тактик является подчеркивание непоколебимости и силы Америки после террористических атак, мобилизация нации и поддержка национального единства. Джордж Буш младший стремится подчеркнуть ценности свободы, возможностей и гордости за свою страну, чтобы поднять моральное состояние и обратиться к патриотической стороне аудитории.Следующим ярким примером может послужить победная речь Джо Байдена, 46-го президента США, после выборов 2020 года.Особенностью победной речи было сочетание моральных ценностей с политическими призывами к действию:It’s time to put away harsh rhetoric, lower the temperature, see each other again, listen to each other again and to make progress, we have to stop treating our opponents as our enemies, they are not our enemies, they are Americans [5].В данном отрывке Джо Байден использует язык, который направлен на снижение напряженности и создание атмосферы взаимопонимания, употребляя смягчающие слова: to put away, lower, see each other, listen to each other, to make progress, to stop treating. Этот отрывок демонстрирует стремление к преодолению разделения между "своими" и "чужими" и созданию общества, где каждый человек воспринимается как равный, здесь наблюдается стратегия на повышение имиджа Байдена и демократической партии, которую он представляет. Байден призывает к прекращению использования острой риторики и замене её на более мягкий и взаимопонимающий подход. Он подчеркивает необходимость вновь увидеть друг друга, выслушать друг друга и двигаться вперед вместе. Это позволяет увидеть, что даже если люди имеют разные точки зрения, они все равно остаются частью одной общности. Байден также призывает перестать рассматривать оппонентов как врагов и напоминает, что они также являются американцами, что подчеркивает их принадлежность к общей группе "своих". Этот подход способствует созданию более единого общества, где различия могут быть приняты и уважены. В данной статье была рассмотрена реализация коммуникативных стратегий и тактик в общественно-политическом дискурсе на примере публичных выступлений американских общественно-политических деятелей. Исследование позволило выявить основные приемы и методы коммуникации, которые используются в таких выступлениях с целью влиять на аудиторию и передать свое политическое сообщение.Грамотное использование языковых средств и речевых стратегий является важным инструментом для политиков в достижении своих целей. Они используют различные тактики, чтобы привлечь внимание публики, создать эмоциональный настрой и убедить ее в правильности своих действий. Эффективный общественно-политический дискурс требует не только глубоких знаний и опыта, но и умения использовать коммуникативные стратегии и тактики. Американские общественно-политические деятели демонстрируют высокий уровень мастерства в этой области и успешно применяют различные коммуникативные приемы для достижения своих целей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Конашенко А.А. РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 293 - 300. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12874 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12874



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.