'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 45

Просмотры  26 просмотров

Недикова Е.Т.

  


ОСОБЕННОСТИ СЕРВИСНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ *

  


Аннотация:
вопросы, связанные с возможностью организации социального государства уже долгое время остаются одной из самых актуальных тем для исследований. На современном этапе подходы к рассмотрению этого вопроса все более расширяется. С усилением влияния на жизнь общества сети Интернет, появления современных способов обмена информацией, все более быстрым темпом жизни, особенно в крупных городах, изменился и подход к практической реализации социальной политики. Вполне закономерно, что все больший интерес вызывает возможность организации сервисного государства. В данной статье комплексно рассматривается роль сервисного государства в социальной политике и его особенности при организации социального государства на современном этапе.   

Ключевые слова:
социальное государство, социальная политика, социальные услуги, сервисное государство   


Вопросы, связанные с социальным государством и возможностью его реализации занимают значительный пласт исследований, связанных с социальной политикой и социальными услугами.Под социальным чаще всего понимается государство, берущее на себя и закрепляющее это в нормативно-правовой базе, обязательства по обеспечению уровня жизни, достойного человека. Также предполагается обеспечение достаточного уровня здравоохранения, уровня доходов, доступное образование, а также поддержка государства в необходимых случаях. Помимо этого, конструируется тип общества, позволяющий обеспечить справедливое распределение материальных и духовных благ. Стоит отметить, что многие исследователи считают именно это ключевой функцией государства в реализации социальной политики - уравновешивание возможных конфликтов в обществе, в т.ч путем перераспределения благ. Из всего вышеперечисленного отдельно следует отметить именно необходимость наличия подобных обязательств в официальных документах. В случае России подобные обязательства зафиксированы в статье 7 Конституции Российской Федерации.Разумеется, понимание термина социальное государство во многом зависит от конкретного исследователя, но помимо этого термин претерпел некоторые видоизменения и под влиянием времени, в частности, речь идет о все более решающей роли новых технологий в реализации государственной политики. Вполне закономерно, что со временем к реализации концепции социального государства начали подходить с более современных точек зрения, например, предполагая определенный уровень оказания сервисных услуг в социальной сфере. Теперь следует рассмотреть непосредственно роль, которую современные исследователи отводят сервисной ориентированности в рамках социального государства. Сервисную ориентированность государства называются также сервисным государством, именно этого термина я буду придерживаться в дальнейшем. Под сервисным государством понимается достижение уровня взаимодействия органов власти и населения, характеризующегося высокой степенью прозрачности и доверия со стороны общества, информационной открытостью и упрощенностью административных процедур. Если рассматривать основу этого понятия, то есть слово сервис, то в русском языке оно буквально обозначает оказание услуг или систему, осуществляющую оказание услуг и обслуживание. Сервисная концепция государства сформировалась с конца ХХ века, представляя собой значительный теоретический пласт для реформ существующих систем государственного управления. Во многом возникновение такого подхода объясняется постепенным переходом государств именно к предоставлению услуг, а также все более возрастающей ролью индивида в постиндустриальном обществе. Предполагалось, что новое устройство государства, основанное на технологичных системах публичного управления, будет реализовывать свою основную функцию - безусловное служение индивиду. Также необходимые для реализации пункты включали в себя высокую эффективность, непосредственно социальную направленность деятельности, ориентированность на гражданина, обмен данными и наличие обратной связи с населением, создание комфортных условий и т.д. Наибольший вклад в развитие концепции внесли ученые из Великобритании и США. В практическом плане этот подход предполагает реализацию упрощения получения социальных услуг по трем направлениям: создание электронного портала, позволяющего упростить систему подачи документов и записи по необходимым вопросам, создание центра телефонного обслуживания и организацию специальных учреждений, куда можно обратиться фактически. Организация сервиса, характеризующегося сервисное государство предполагает к более быстрому и комфортному подходу в реализации социальных услуг, при этом бюрократическая система упрощается и может предоставить большее количество услуг с меньшими временными и финансовыми затратами. Часто подобный формат реализации предполагает принцип экстерриториальности. На современном этапе, многие исследователи считают организацию сервисного государства важным пунктом в организации социального государства, некоторые даже отождествляют эти понятия.Подобный подход во многом связан со все более возросшей конкуренции, в т.ч и на рынке социальных услуг. Более развитый подход к процессу их оказания позволяет занять более выгодное положение, как с точки зрения доступности, так и с бюджетной. Однако возникает значительные вопросы по организации этой системы именно с точки зрения предоставления социальных услуг. Организация сервиса предполагает достаточно серьезное влияние на него со стороны получателей, но в случае социальных услуг, предоставляемых государством, это влияние снижено, тем не менее оценка сервиса потребителем все равно неизбежно происходит. Для решения этого важно критически важен пункт о высоком уровне доверия со стороны общества в характеристике понятия сервисное государство. Оно, а также уважительная, но четко выстроенная система взаимодействия государства и общества могут гарантировать нормальное функционирование сервисных услуг в социальной политике. Также следует отменить, что на современном этапе понятие сервис часто рассматривается в сочетании с развитием информационного общества и информационных технологий в целом. В первую очередь это связано с тем, что развитие сервисной ориентированности активно внедряет информационные технологии в государственное управление. Также во многом это объясняется тем, что Д. Белл, предложивший основные идеи, составляющие в настоящий момент ядро концепции сервисного государства, рассматривал его в первую очередь в виде концепции информационного общества. Стоит отметить, что период 60-70-х годов большой акцент был сделан на телекоммуникациях, однако, значительная роль уже отводилась компьютеру и глобальному изменению в обработке и систематизации информации, которую он привнес. Именно на этих базовых положениях необходимости нового государственного уклада в экономической и социальной жизни, а также в вопросах производства знаний и организации трудовой деятельности, в дальнейшем базировалось как теоретическое, так и практическое развитие концепции сервисного государства. Если рассматривать конкретно пример России, то значительный пласт мероприятий по организации сервисного государства уже выполнен. На это напрямую были направлены реформы конца 2000-х начала 2010-х годов. В данном случае под сервисной ориентированностью государства понималось Организация системы исполнительной власти таким образом, чтобы при обращении гражданин получал необходимую услуги при минимально необходимой затрате времени, сил и ресурсов. То есть основной приоритет был направлен именно на качество предоставляемых услуг. В частности, можно отметить организацию тройного направления оказания социальных услуг: возможность электронных обращений, телефонная служба и организация МФЦ. Стоит отметить, что, разумеется, в практической реализации этого положения есть некоторые недочеты, в частности, можно отметить достаточно разрозненную систему электронной подачи заявлений, особенно в случае регионов, недочеты общей организации системы, часто требующей фактического присутствия гражданина или не учитывающий данные в смежных сервисах, даже в случае подачи электронного заявления, не всегда корректно работающие сервисы, отсутствие повсеместного доступа. Последнее, впрочем, объясняется сложным географическим фактором, присущем нескорым регионам Российской Федерации. Тем не менее общий функционал созданной системы находится на достаточно высоком уровне и может характеризоваться значительной гибкостью, в частности, в случае возникновения непредвиденных ситуаций и экстренной необходимости внедрения новых услуг и форм. В целом, реализацию сервисного государства в России можно назвать достаточно успешной. С учетом всего вышеизложенного, можно сделать вывод, в сфере сервисной ориентированности социального государства Российская Федерация находится на достаточно высоком уровне развития, с точки зрения общей организации системы предоставления услуг, тем не менее, многие практические вопросы до конца не решены и нуждаются в пересмотре.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Недикова Е.Т. ОСОБЕННОСТИ СЕРВИСНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 287 - 292. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12873 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12873



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.