'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 42

Просмотры  46 просмотров

Смаилова А.Б.

  


ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА *

  


Аннотация:
данная научная статья исследует вопрос оценки уровня сформированности имиджа педагога. Ее цель заключается в теоретическом обзоре и анализе методических подходов к оцениванию уровня сформированности имиджа будущего педагога. Имидж является важным компонентом успешной педагогической деятельности и может оказывать значительное влияние на обучающихся. Понимание и измерение уровня сформированности имиджа будущего педагога могут способствовать улучшению профессиональной подготовки и определению методов развития педагогических навыков студентов.   

Ключевые слова:
оценивание, профессиональный имидж, педагог, анкетирование, наблюдение, мнение   


Имидж, как социальная конструкция, играет ключевую роль в формировании восприятия других людей о нас. В контексте образования, имидж педагога может влиять на его взаимодействие с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией [1, с. 26]. Понятие «имидж» широко используется в самых разных областях знания, таких как психологии, социология, педагогика, культурология и других научных направлениях. По своему содержанию он стал междисциплинарным предметом для изучения [2, с. 236]. Это подтверждает и то, что во многих категориях вышеперечисленных наук данное понятие представляется в соответствии с их особенностями, целями и задачами. Каждый исследователь, изучавший понятие «имидж» трактует его по-разному, исходя из собственного понимания, мировоззрения, принципов. При этом в современном обществе, то есть в сознании каждого человека, все больше закрепляется представление об имидже, как об определенной ценности, от качества которой зависит не только успех одной личности или всего общества, какой-либо организации, но и успешность самой деятельности [3, с. 107]. Помимо имиджа конкретного человека, его можно также рассматривать и с профессиональной точки зрения. К примеру, если имидж одного человека складывается с помощью мнения окружающих его людей: семьи, близких друзей, малознакомых людей, то имидж педагога определяет восприятие его коллегами, родителями и учащимися [4, с. 8]. Сформированный имидж педагога может являться основным фактором успеха его работы с обучающимися. Поэтому в работе со студентами педагогических специальностей важно определить роль имиджа в их дальнейшей деятельности.Имидж педагога является ключевым аспектом его профессионализма и влияет на взаимоотношения его с учащимися, которых он обучает, родителями и другими участниками образовательного процесса [5, с. 174]. От формирования положительного имиджа педагога зависит эффективность обучения и влияние педагогической работы на их развитие и образование [6, с. 61]. Из данного суждения можно сделать вывод, что оценивание уровня сформированности имиджа будущего педагога является важным аспектом профессиональной подготовки студентов, а также имеет большое значение для современной системы образования. Процедуру оценивания определяется, как одна из основных задач образовательной системы, требующих тщательного изучения и подхода.В структуре имиджа профессионала выделяют внешний, внутренний и процессуальный компоненты. К внешнему компоненту относятся внешний вид, стиль одежды, прическа, походка, жесты, мимика и речь. Внутренний же компонент составляют интеллект, мышление, внутренние цели, мотивы идеи и интересы специалиста. Ну а процессуальный включает в себя особенности темперамента, выразительность и мобильность. Стоит отметить, что важную роль так же имеет культурный аспект в создании образа современного педагога. Тесная взаимосвязь культуры и образования предполагает формирование имиджа педагога через культурологический подход. Высокий уровень культуры выступает как совокупность качеств педагога, основанных на человеческих ценностях при достижении целей в педагогическом процессе, проявляющихся не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни [7, с. 143].Существует несколько способов оценивания уровня сформированности имиджа педагога. Но для начала стоит определить цель процедуры оценивания, выбрать инструменты оценивания уровня сформированности имиджа, учитывать стаж педагога, возраст и другие показатели. К примеру, если это выпускник педагогической специальности, который только начинает свою профессиональную деятельность, проходя педагогическую практику, он уже должен четко понимать важность и сущность педагогического имиджа, как он будет работать над своим «образом» и развивать его. На наш взгляд, будущему педагогу, к моменту завершения своей учебы в вузе, нужно уметь оценивать уровень сформированности собственного имиджа в разные периоды своей карьеры.Исходя из анализа работ по имиджелогии А.А. Калюжного, А.Ю. Панасюк, Е.Ю. Сысоевой, Е.Б. Перелыгиной, В.М. Шепеля оценка уровня сформированности имиджа педагога может быть выполнена с использованием различных инструментов и методов, таких как анкетирование, наблюдение и анализ документов. Они могут использоваться как отдельно, так и в комбинации для получения более полного и точного представления о сформированности имиджа педагога. Рассмотрим подробнее основные методы: Метод анкетирования является одним из наиболее распространенных инструментов для оценки уровня сформированности имиджа. Анкеты могут включать вопросы об основных аспектах имиджа, таких как внешний вид, образование, опыт работы и межличностные навыки педагога. Респонденты могут быть обучающиеся, родители, коллеги или администрация школы. Метод наблюдение является другим эффективным инструментом для оценки имиджа педагога. Наблюдатели могут присутствовать на занятиях, проводимых педагогом, и оценивать его способность управлять классом, взаимодействовать с обучающимися и применять инновационные методы обучения. Метод анализа документации является третьим инструментом оценки уровня сформированности имиджа педагога. Документы, такие как его резюме, рекомендации и характеристика от коллег, могут предоставить информацию о его профессиональном опыте, а также его личностных качествах.Итак, оценка уровня сформированности имиджа педагога является важным шагом в развитии профессиональной карьеры и повышении авторитета в образовательной среде [8]. Имидж педагога играет решающую роль в формировании отношений с обучающимися, их родителями и коллегами, так как он отражает его знания, опыт, навыки и личностные качества.Первым шагом к оценке уровня сформированности имиджа педагога является самоанализ. Педагог должен честно и объективно оценить свои профессиональные навыки, знания, способности к общению и лидерству, а также личные качества, такие как толерантность, эмпатия и ответственность. На этапе самоанализа, педагогу можно использовать технологию SWOT-анализ, где он сможет четко расписать сильные и слабые стороны собственного имиджа, выписать внешние факторы, положительно влияющие на него, и внешние угрозы, которые мешают ему развиваться. Рекомендуется, в первую очередь, провести самостоятельную оценку своей работы, а затем получить обратную связь от коллег, обучающихся и родителей. Для получения мнения окружающих людей, рекомендуется использовать метод анкетирования, где для каждой социальной категории, тесно контактирующей с учителем, будет составлен соответствующий перечень вопросов и ответов. Кроме этого, эффективным методом сбора интересующей информации является метод интервьюирования, который позволит составить подробный образ педагога и получить больше мелких деталей.Далее, педагог должен определить свои цели и задачи на основе имиджа. Он должен быть четко ориентирован на достижение определенных результатов как в профессиональном, так и в личностной сфере. Для оценки уровня сформированности имиджа педагога важно также учитывать его внешний вид и поведение. Педагог должен выглядеть чисто и аккуратно, поддерживать свою физическую форму, следить за своими манерами и речью. Как правило, педагог доброжелателен, вежлив и учтив с окружающими его людьми.Значительными компонентами оценки являются образование и профессиональное развитие педагога. Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки, участвовать в семинарах, тренингах и конференциях. Он может заниматься научно-исследовательской деятельностью, публиковать статьи, выпускать авторские учебно-методические разработки и учебники.Самая важная составляющая для оценки уровня сформированности имиджа педагога — это результаты его работы. Педагог должен проявлять высокие показатели успеваемости и активности обучающихся, а также получать положительные отзывы от родителей и коллег. Эти результаты должны быть представлены в виде статистических данных и отчетов.Оценка уровня сформированности имиджа педагога является сложной и многогранной задачей, которая требует объективного анализа, самоанализа и обратной связи от окружающих. Однако, это важный инструмент для развития профессиональной карьеры и повышения авторитета педагога в образовательной среде.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Смаилова А.Б. ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 269 - 275. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12870 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12870



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.