'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 40

Просмотры  17 просмотров

Мартынова Т.Ю., Коханик Н.А.

  


РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕГО ЦВЕТОВОГО ТОНА ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТЮДОМ ПЕЙЗАЖА *

  


Аннотация:
в статье рассмариваются особенности плэнерной живописи, проводится сравнительный анализ тем учебной программы «Пленэр» со 2 по 5 классы школы искусств г. Орла, даются рекомендации по развитию навыков передачи общего цветового тона при работе над этюдом пейзажа.   

Ключевые слова:
общий цветовой тон, этюд, пейзаж, цвет, свет   


Одной из главных задач художественного образования является развитие у учащихся творческих способностей, формирование образного мышления, раскрытие внутреннего потенциала. Пленерная практика как нельзя лучше способствует решению этих задач. Живопись на пленэре имеет свои специфические особенности изображения натуры. Такие художники-педагоги, как Маслов Н.Я., Смирнов Б.Г. рассматривали методику пленерной живописи в разных возрастных группах учащихся. Работе на пленере, выполнению набросков и зарисовок посвящены их методические пособия и публикации. Волкова Н.Н. интересовала проблема передачи цвета в живописном произведении. Пленэр обогащает живописное видение художника. Важным становится понимание того, как изменяется предметныи? цвет под воздеи?ствием окружающеи? среды. Цвет и свет в условиях пленэра создают особенную для пеи?зажа световоздушную среду. Рефлексы вовлекают предмет в сферу своего влияния, окрашивая поверхность цветными лучами, исходящими от окружающих предметов. Именно игра цветовых сочетании?, множество цветовых оттенков, их движение и пульсация делают живопись на пленэре живои?.Работая над этюдом на пленэре, необходимо научиться отображать полноту солнечного освещения и воздушнои? среды. Значимую роль здесь приобретает колористическии? строи? и общии? тон живописного изображения. Не менее важным является и целостное восприятие натуры. Особенностью зрительного восприятия, которую имеет смысл учитывать при обучении начинающего живописца на пленэре, является константность, поскольку цвет для нас всегда связан с предметом - снег – белыи?, трава летом – зеленая, небо – синее. Между тем, цвета в зависимости от удаления, влияния окружения и освещения изменяются. Проблемой тона в живописи много занимался Николай Петрович Крымов – известный русский пейзажист. Сам он написал об этом очень мало, всего несколько коротких статей. О глубине постижения художником секретов тональной живописи можно судить по его картинам и по воспоминаниям учеников. Н.П.Крымов писал: «Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном – общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня (так, общий тон сумерек темнее общего тона дня). Живопись – это передача видимого материала тоном плюс цвет». Он даже шутил: «Меня спрашивают, что важнее: цвет или тон? Я отвечаю: «Какая нога нужнее человеку, правая или левая?»» [3]. Крымов считал, что для начинающего художника тон значительно важнее, чем цвет. Видеть тон труднее, чем видеть цвет. Нам трудно поверить в то, что чёрный цвет на свету светлее белого в тени. Н.П.Крымов доказывал это правило при помощи несложной постановки. Он закрашивал одну грань белого куба чёрной краской и размещал этот куб относительно источника света так, чтобы чёрная грань была сильно освещена. Только после этого ученики правильно писали чёрные предметы, освещённые боковым светом [3]. Ученики живописца вспоминают и ещё об одной интересной постановке. Из фанеры была сколочена небольшая ширмочка. Её створки Николай Петрович покрасил в разные цвета и осветил её с разных сторон двумя источниками света – тёплым светом лампы и холодным светом из окна. Такую ширмочку было невозможно написать, не учитывая тональных отношений. Оказалось, что жёлтый цвет, освещённый дневным светом, равен по тону белому, освещённому лампой. Крымов много говорил об общем тоне в картине. В сумерки все цвета выглядят темнее. В солнечный полдень все цвета – светлее. Для каждой картины есть свой белый и свой чёрный. Художник написал для учеников картину-таблицу, где демонстрировалась градация тонов. Простой пейзаж, повторенный в одинаковом размере, в той же композиции при ярком солнце, в серый день, на закате, поздним вечером и в лунную ночь наглядно показывал изменения тона и цвета в зависимости от времени дня и состояния погоды [3]. Определение цветовои? гаммы, в которои? нужно строить пропорциональные тоновые отношения, является важным условием для передачи в этюде на пленэре общего тонового и цветового состояния. Для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба в живописи этюда на пленэре лучше использовать более сдержанные краски и не полностью брать диапазоны светлых и ярких тонов палитры. Успех в живописи этюда обеспечивается уже в начале работы, если верно взяты тоновые и цветовые отношения (земли, неба, воды). В этом случае можно достигнуть самого необходимого в пленэрнои? живописи – состояния. А ведь именно им передается настроение и эмоциональное воздеи?ствие пеи?зажа.Формирование способности передачи средствами живописи характера предмета в различных условиях световоздушнои? среды, расширяет представления начинающего живописца о цветовых градациях натуры и о колорите создаваемого живописного изображения. Эта способность включает следующие умения: передачу больших световых масс, построение равномерно и полностью освещенного колорита, использование тени в построении цветового целого, передачу общеи? затемненности, умение передавать световоздушную среду в построении живописного целого.Основои? для создания гармоничного колорита в этюдах служит тот факт, что как бы ни были разнообразны цветовые качества натуры, общии? цвет освещения объединяет все многообразие красок пеи?зажа в общее колористическое единство. Каждое время суток обусловлено определенным характером освещения: день – золотистыи?, вечер – оранжево-красныи?, при свете луны – освещение серо-голубое. Если хотя бы один цвет в изображении не соотносится с цветом освещения, то этот цвет будет посторонним данному состоянию освещенности и будет разрушать цельность изображения, а также колористическую гармонию. Для того чтобы создать в живописном этюде цветовое единство, необходимо правильно брать цвет освещения, овладеть образным характером цвета, выработать умение быть точным в определении цветового оттенка и в нахождении его верного пространственного положения, научиться понимать движение цвета по форме, решать те или иные сюжетно-пластические задачи с помощью нахождения неповторимого оттенка каждого цвета. Независимо от характера занятий (в мастерской или на пленэре) исходным условием обучения живописи является развитие способности к цельному восприятию изображаемой натуры, так как только при такой постановке глаза можно стать на профессиональный путь работы отношениями. В работе с натуры при определении светотеневых и цветовых отношений П. П. Чистяков рекомендовал следующее: «Всегда в рисунке, в тушевке и в колорите, нужно иметь (мысленно) как бы стекло перед собой плоское: оно дает отношения, а без него, пожалуй, все будет врозь» [2].Основу работы отношениями составляет сравнительныи? анализ натуры. Работая с натуры необходимо научиться строить цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе и следить за колористическои? соподчиненностью. Такое соподчинение является основои? колористическои? гармонии и согласованности цветового строя этюда в условиях пленэра.В пленэрнои? практике учащихся школ искусств есть задания на общее состояние натуры, однако они не дублируются - из года в год темы повторяются с постепенным усложнением целей и задач.Так в первый год и последующие пять лет обучения учащимся рекомендуется при помощи карандаша и акварели помимо занятий в школе самостоятельно делать зарисовки и этюды первоплановых элементов пеи?зажа (розетка листьев одуванчика, лопуха), кратковременные этюды пеи?зажа на большие отношения, зарисовки ствола дерева, учиться передавать тоновые и цветовые отношениия неба к земле, особенности пленэрного освещения, теплохолодность, рефлексы, изменение локального цвета, писать этюды пеи?зажеи? на отношение «небо-земля» с высокои? и низкои? линиеи? горизонта, зарисовки стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени), делать наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека, стараясь передать особенности пропорции?, характерных поз, движении?, работать одним цветом с использованием силуэта, используя тушь и акварель, развивать наблюдательность. Натюрморт на пленэре требует умения выразительно передать образ растительного мотива, находить гармоничные цветовые отношения. Линеи?ную перспективу ограниченного пространства можно изучить делая зарисовки предметов в пространстве городского дворика с одновременной проработкой закономерностей визуальных сокращении? пространственных планов. Изучение световоздушной перспективы требует определения правильных цветотональных отношении? пространственных планов, наблюдение за измененим цвета зелени под воздеи?ствием воздуха на свету и в тени. Рекомендуется выполнять этюды пеи?зажа с построи?кои? на среднем плане, зарисовки дома с пеи?зажем, кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора (материалы: карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель).Поскольку обучение предполагает постепенное усложнение поставленных задач, во второй год обучения учащимся при изучении тех же самых тем рекомендуется образно воспринимать природные формы, свободно выбирать живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры, вырабатывать пленэрное цветоощущение, передавать общий тон и тонально цветовые отношениия в пеи?заже, использовть все возможностеи акварельных красок в передаче различного состояния природы, делать этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении, передаче тональных и цветовых отношении? с учетом перспективы. Добавляется копийная практика этюдов и зарисовок животных и птиц из журналов. Рекомендуется выполнение рисунков дома с частью улицы, уходящеи? в глубину. При изучении световоздушной перспективы требуется объемно-пространственное восприятие пеи?зажа, гармоничное ритмическое расположение в листе пятен и линии?, изменение цвета в пространстве. В качестве усложнения в третий год обучения предлагается делать зарисовки и этюды тропинок, аллей, крутых склонов, деревьев, кустарников, передавать пропорциии архитектурных частеи? здания, деталировку отдельных фрагментов (этюд, рисунок - фрагментов храма, колокольни, барабанов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.), зарисовки и этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени, зарисовки инфраструктуры в различных ракурсах, этюды и зарисовки характерных пеи?зажеи? по памяти. К возможностям ранее изученных материалов добавляется изучение возможностей соуса.В четвертый год обучения рекомендуется делать этюды и зарисовки кустарников и зарослей на берегу реки, крупных сучьев деревьев с частью ствола, различных построек, самостоятельно выбирать интересный сюжет, решать композиционный центр, выполнять этюды и зарисовки панорамных пеи?зажеи? с крупным сооружением, этюды и зарисовки сюжетов в зоопарке, в городском саду, на рынке, у озера, реки или иного водоема со стенои? леса или с городскими построи?ками на дальнем берегу, наброски и зарисовки подобных пеи?зажеи? по памяти. К возможностям ранее изученных материалов добавляется изучение возможностей мягких материалов - сангины и угля соуса.Пятыи? год обучения (итоговый) требует от учащихся понимания общего тона и тонально-цветовых отношении? в пленэрнои? живописи, умения находить интересное композиционное решение, передавать различное состояния погоды, времени дня, освещения, свободного написания этюдов фрагментов пеи?зажа с людьми на детских площадках и в скверах, индивидуального отношения к изображаемому, последовательного ведения работы, завершенности в рисунках. Рекомендуется выполнять этюды и зарисовки пеи?зажа с открытым пространством, построи?ками и деревьями на среднем плане (улицы с разнотипными по форме построи?ками на сложном рельефе местности). Предполагается написание тематического и творческого пейзажа с передачей материальности и фактуры предметов, а также выполнение набросков, зарисовок фигуры человека в среде, индустриального пеи?зажа, эскиз сюжетнои? композиции по итогам пленэра. Таким образом, можно отметить, что анализируемая программа практики «Пленэр» направлена на развитие у учащихся школ искусств навыков передачи общего цветового тона при работе над этюдом пейзажа. Не менее важна для этого и самостоятельная творческая работа учащихся. Поддержание интереса к самостоятельной творческой деятельности, на наш взгляд, является одной из основных задач преподавателя художественной школы на протяжении всего учебного процесса. Которая, в свою очередь, может быть решена посредством посещения с учащимися выставок, музеев и картинных галерей с произведениями талантливых художников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мартынова Т.Ю., Коханик Н.А. РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕГО ЦВЕТОВОГО ТОНА ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТЮДОМ ПЕЙЗАЖА // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 255 - 263. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12868 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12868



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.