'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  23 просмотров

Астахина Т.В.

  


РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в представленной статье раскрывается роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов: мастер производственного обучения, бухгалтер, специалист по налогообложению.   

Ключевые слова:
учебная практика, профессиональная деятельность, практический опыт, вид профессиональной деятельности, профессиональная компетенция, общая компетенция   


Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.В настоящее время в России в связи с современными социально-экономическими условиями выявился спрос на квалифицированных специалистов среднего звена. В результате возникла необходимость в более качественной подготовке студентов, ориентированной на формирование профессиональных качеств, необходимых для квалифицированных и востребованных специалистов. Учебная практика направлена на освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы в условиях, близких к производственным. В ходе учебной практики формируются общие и профессиональные компетенции будущего специалиста. Во время прохождения учебной практики студенты выполняют задания, предусмотренные программами практик, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочих программах профессиональных модулей. Формирование общих компетенций тесно связано с активностью в обучении, самостоятельностью. Активность обучаемых должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, когда они сами усваивают новую информацию, исследуют факты и делают доступные выводы и обобщения, конкретизируют свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями. Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у них общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности или профессии. Учебная практика по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) специализации 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), проводится в учебном классе. Профессиональные компетенции профессиональных модулей тесно связаны друг с другом и обучение проходит от осваивания одного профессионального модуля к следующему.Рассмотрим взаимосвязь профессиональных компетенций при прохождении учебной практики. Профессиональные компетенции специализации 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) взаимосвязаны с 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям).ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы,ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям,ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки,Одной из компетенций в специализации 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) является ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы, на основе которых, проходит алгоритм учебной практики уже для ПМ 04. Основы технологического процесса (по отраслям), а именно:1 шаг – заполнение резюме своей организации: наименование организации, сфера деятельности, руководитель и главный бухгалтер, основные покупатели и их резюме, основные покупатели и их резюме.2 шаг – составление первичных документов (договор на поставку товара, счет-фактуры и товарно-транспортной накладной) от поставщика,3 шаг – составление первичных документов (договор на поставку товара, счет-фактуры и товарно-транспортной накладной) для покупателей,ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.4 шаг – составление книги покупок и книги продаж для определения суммы налога на добавленную стоимость, составление платежного поручения и декларации НДС.ПК 4.3. Разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию. ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины. ПК 4.5. Обеспечивать соблюдение техники безопасности.В процессе заполнения первичных и бухгалтерских документов оттачиваются необходимые навыки бухгалтера, которые затем студенты показывают на производственной практике.Для подготовки специалистов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них умения самостоятельно решения производственных задач. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры. Педагогические работники образовательной организации тщательно проводит отбор содержания материалов практических работ по учебной практике, руководствуясь перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Бухгалтер (не главный) должен иметь среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена. Либо дополнительное профобразование по специальным программам плюс стаж работы в области учета и контроля не менее трех лет.Для крупного современного производства, основанного на инновационных технологиях, снабжённого современным оборудованием свои требования к специалистам. Будущий специалист должен быть мобильным в любой производственной ситуации, готов к дальнейшему обучению и переобучению. Поэтому для подготовки обучающихся к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому выбираемые задания на занятиях учебной практики должны быть такими, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.В решении поставленных задач огромную роль играют инновационные образовательные технологии и методы, такие как технология критического мышления, уроки-стажировки, уроки-практикумы и т.д. Итогом прохождения студентов учебной практики является закрепление теоретических знаний, появление и закрепление устойчивого интереса к профессии. Вывод: за время проведения учебной практики у студентов отмечается значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к обучению в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности и профессии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Астахина Т.В. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 208 - 213. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12861 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12861



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.