'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  20 просмотров

Мешкова В.Б., Стародубова Н.Н.

  


АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрено финансирование организаций технического и профессионального образования в Республике Казахстан, проведен анализ доходов и расходов по данному направлению, затронуты вопросы эффективности существующей системы подушевого финансирования в современных условиях. Автором обобщены основные недостатки существующей модели финансирования организаций технического и профессионального образования в РК.   

Ключевые слова:
финансирование образования, инвестиции в образование, подушевое финансирование, доходы, расходы организаций образования   


Социально-экономическое развитие государства неразрывно связано с инвестициями в человеческий капитал, ведь основой развития общества являются знания, умения и навыки, наработанные предыдущими поколениями. Это, в свою очередь, во многом определяется масштабами и особенностями финансирования системы образования в стране.Финансирование организаций технического и профессионального образования в Республике Казахстан имеет важное значение для подготовки квалифицированных специалистов и развития экономики страны. Во многих странах государственное финансирование ограничено, и в связи с этим принимаются меры по поддержке конкурентоспособных образовательных программ.Инвестиции в образование направляются на программы, предлагающие высокое качество образования, соответствующее потребностям рынка труда и общества. Этот подход позволяет сократить разрыв между требованиями рынка и подготовкой кадров, способствуя росту экономики и повышению уровня жизни граждан. Однако важно обеспечить доступность образования и равные возможности для всех граждан, чтобы справедливо распределить выгоды от инвестиций в образование [1, с.222].В 2022 году расходы на образование из государственного бюджета составили 4,5 трлн. тенге, что больше, чем в 2018 году в два раза. Это составляет 21,0% от всех расходов. В среднем за последние 5 лет в эту сферу из государственного бюджета было потрачено примерно 3,1 трлн. тенге (см. рис. 1). Важно отметить, что 80% финансирования отрасли осуществляется через местные бюджеты [2].Рисунок 1. Расходы государственного бюджета РК на образование за 2018-2022 гг.Инвестиции за счет собственных средств предприятий составили в 2022 году 53,4 млрд тенге, плюс 9,7% за год, за счет республиканского бюджета — 44,5 млрд тенге. На небанковские заемные средства пришлось 10,6 млрд тенге, на банковские кредиты — 10,5 млрд тенге (таблица 1)[3].Таблица 1. Формирование инвестиций в образование. По отчетным данным текущие доходы организаций образования составили 4598,1 млрд. тенге, из которых доля услуг основного и общего среднего образования составила – 58,3%, высшего и послевузовского образования – 13%, дошкольного образования – 12,6%, прочие виды образования – 7,5%.Расходы организаций образования в 2020 году составили 232 402 146 млрд. тенге, а в 2022 году возросли до297 293 708 из них наибольший удельный вес составили затраты на содержание рабочей силы и расходы по приобретенным услугам, остальные расходы[4]. Наглядно динамика доходов и расходов организацийтехнического и профессионального среднего образования представлена на рисунке 2.Наряду с вышесказанным следует отметить, что доходы в 2020 году (по отношению к 2022 году) в организациях технического и профессионального образованияувеличились. Расчеты показали, что ежегодно расходы на образование возрастают, однако видно, что доходы увеличиваются всего на 2%-4%. Рисунок 2. Расходы и доходы организаций технического и профессионального среднего образованияза2020-2022 гг. Следует отметить то, что изменения и реформы в системе образования принесли хорошие плоды: система технического и профессионального образования играет ключевую роль в удовлетворении интересов и потребностей рынка труда, а также перспектив развития экономики и социальной сферы. Увеличение расходов на образование и доведение его к общемировым стандартам, является важным на данный момент. Имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации всей системы образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство. Перераспределение ресурсов позволило бы обеспечить расширение государственного финансирования при несомненной необходимости активизации и вовлечения частных инвестиций, пожертвований и спонсорской помощи в систему образования.Без выделения средств на приобретение сырья и материалов, инструмента, ремонт и обслуживание оборудования, проведение занятий производственного обучения в учебных мастерских (что составляет 47 % от общего числа занятий производственного обучения и производственной практики, проводимой на предприятиях) невозможно.Следовательно, указанные расходы на организацию занятий производственного обучения (кроме часов производственной практики на предприятиях), обеспечение спецодеждой должны быть включены в защищенные статьи бюджета колледжей наряду с фондом заработной платы, отчислениями в стипендиальный фонд, на питание учащихся, обеспечение детей-сирот.С января 2019 года было введено подушевое нормативное финансирование. Подушевое нормативное финансирование – это метод финансирования, при котором колледж получает государственные деньги в зависимости от количества студентов[5].Цель подушевого финансирования – обеспечить единый подход при расчете объемов средств на финансовое обеспечение прав граждан на получение бесплатного среднего образования. С каждым годом увеличивается подушевое финансирование в среднем на 5-7%.При подушевом финансировании применяется упрощение всех расчетов до усредненно-минимальной стоимости обучения одного учащегося. Значительный разброс затрат на обучение по той или иной профессии настолько велик, что механизм подушевого финансирования становится еще одним фактором заведомого снижения объема финансирования при составлении бюджета образовательного учреждения. Таким образом, анализ финансирования организаций технического и профессионального среднего образования в Республике Казахстан показал, что ежегодно расходы на образование из государственного бюджета увеличиваются. В 2022 году расходы на образование из государственного бюджета составили 4,5 трлн. тенге, что больше, чем в 2018 году в два раза. Это составляет 21,0% от всех расходов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мешкова В.Б., Стародубова Н.Н. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 81 - 87. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12839 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12839



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.