'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 99

Просмотры  20 просмотров

Джанмамедова С., Гузучыев С.

  


«КУШТДЕПДИ» – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА *

  


Аннотация:
на 12 заседании Организации по вопросам Образования, науки и культуры Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО), состоявшемся 4-9 декабря 2017 года в городе Чеджу (Республика Корея) было принято решение о внесении песенной и хореографической традиции «Куштдепди» в Список наиболее ценных образцов нематериального культурного наследия человечества. Неизменно ширящееся признание особой роли песенно-танцевальной традиции «Куштдепди» в системе духовной сокровищницы общемировой культуры стимулирует высокий интерес национальной научной элиты к глубинному, детальному изучению исторических истоков возникновения и характерных особенностей этого искусства.   

Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, культура   


Ценным источником и надежной основой для исследований молодых ученых в области этнографии, историографии и национального искусствоведения служат выполненные ранее общественно-научные труды. Следует отметить большое разнообразие мнений, гипотез, культовых верований, поддерживаемых как в простонародье, так и в среде ученых, и трактующих историю возникновения и становления традиции «Куштдепди», более распространенной в западной части Туркменистана. Широкий диапазон песенного и хореографического содержания свидетельствуют о том, что процесс формирования «Куштдепди» длился не столетие даже, а целые десятки веков. Именно танец «Куштдепди» наиболее полно, всесторонне и глубинно раскрывает всю силу самобытного таланта, удивительное жизнелюбие и непоколебимую волю туркменского народа. Туркменский ученый Х. Гочмырадов в своем этнографическом труде, в частности, отмечает: «Культовое песнопение «зикр» обретает широкое распространение в народной среде как неотъемлемый атрибут самобытных торжеств уже в форме танца «Куштдепди» - традиции нового содержания и сути». В данной работе ученый увязывает процесс эволюционирования «Куштдепди» с культово-философскими традициями суфиев и дервишей – песенными и хореографическими жанрами (зикр, гимн и ракс (танец)). Отмечается, что морфологически первая часть термина «Куштдепди» происходит от междометия «куш». Согласная «т» в конце междометия, вероятно, является следствием особенностей местного речевого акцента. К примеру, даже в наши дни нередки случаи, когда корневое слово «ha?y?» (просьба) произносится населением с добавлением лишнего согласного «т» в конце – «ha?y?t». Отмечается также, что речевой оборот «k??d?ni bermek» (решить проблему в корне) нередко используется в значении «изгнание». Таким образом, вторая часть термина «Куштдепди» (корневая морфологемма «dep»), скорее всего, используется в значении «dep etmek» (устранить, искоренить, излечить от всех недугов, даровать исцеление, облегчить страдания). Непосредственно название и характерные признаки «Куштдепди» трактуются туркменскими учеными следующим образом: вторая часть («dep») корневой основы термина «Куштдепди» довольно часто встречается в философском произведении «Hikmetler» («Постижение тайн») Ходжи Ахмета Ясави. Точнее, глагол «depmek» применяется в значении «изгонять» (отвергать искушение, гнать «взашей алкающего пса сознания» и т. д. ). Сочетание двух составляющих – «k??t» и «dep» в корневой основе термина вполне закономерно. Ибо термин «куштдепди» образуется из трех составляющих: «k??, dep di?» (в значении: изгони негатив – решительно и бесповоротно). Существует также и другая гипотеза, прослеживающая некоторую (с учетом особенностей напева и хореографического исполнения) общность традиции «Куштдепди» с культовым обрядом «шахсей-вахсей», исполняемым имамами (духовными лидерами) шиитского толка исламской религии в память о невинно убиенных сыновьях Святого Али – двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммеда. Однако схожесть этих традиций определяется лишь внешними признаками. «Куштдепди» повествует не о трагедии, но о великом таинстве жизни, сообщает радость бытия, и потому олицетворяет собой празднество. Участники красочного действа «Кушдепди» образуют правильный круг, вероятно символизирующий Солнце или костер, что дает основание связывать данную традицию с верованиями эпохи огнепоклонничества. Энергичные движения людей, объединенных единым стремительным порывом динамичного танца вокруг священного шаманского огня, олицетворяет собой новый круг в непрерывной преемственности жизни. Вместе с тем, народная бытовая обрядовость настойчиво увязывает танец «Куштдепди» с исконно-народными традициями врачевания, передававшимися из поколения в поколение. Согласно данной гипотезе, «Куштдепди» характеризуется как таинство древних целителей, искусство культовых шаманов, изгоняющих всякую хворь и недуги. Средние века – эпоха распространения софистского учения вширь и вглубь – создала предпосылки для поиска именно в этом танце глубоко культовый подтекст, замешанный на учении суфиев и дервишей. Этимологически первая часть термина «Куштдепди» (аффикс «кушт») восходит к традиционно тюркским лексикониму и напевам «k??-k??», согласно верованиям, отгоняющим болезни, дарующим силу и радость бытия. Эта особенность в определенной степени подтверждает изложенные выше гипотезы, а также увязывает традицию с бытовой обрядовостью древних мореходов и рыбаков. Такое выраженное многообразие только подчеркивают богатство и многогранность данного искусства. Эксперты, придерживающиеся этой теории, формулируют достаточные для того основания. Указанная характерная особенность свидетельствует о глубоких истоках самобытной традиции наших предков, которая постоянно обогащалась, насыщаясь и насыщая национальную культуру новыми позитивными духовными устремлениями. В данной проекции процесс духовного консолидирования, охвативший самобытную национальную культуру, способствовал сохранению «Куштдепди» в народной среде до наших дней. Различная тональность напевов «Кушдепди», в свою очередь, трактуется богатым содержательным наполнением, с которым народное сознание увязывает данную традицию. В бытовой обрядовости жителей Балканского велаята (Западный Туркменистан) сопровождаемый напевами-газал «Куштдепди» является неотъемлемым атрибутом практически всех красочных празднеств. Если это проводы новобранцев на военную службу, люди собираются и провожают молодёжь с весёлыми песнями, зажигательными плясками, лучшими пожеланиями и добрыми наставлениями. Возвращается ли сын, достойно выполнив свой патриотический воинский долг, или дочь по окончании вуза – на радостях в семье устраивают праздник, с щедрым угощением, подарками, весёлыми напевами-газал, плавно перетекающими в яркое красочное действо зажигательной хореографической феерии. Удивительно слаженные, гармоничные движения танца сопровождаются динамичными подпевками: «ала-ала», «хоп-хоп», «хоба-хоба-хоп» и т. д. , звучащими в унисон с звучащими, кажись, откуда-то самого горизонта энергичными ударами неустанного коврового гребня. Так бытовая обрядовость обретает краски, окрашивается в яркие оттенки неумного жизнелюбия, умения радоваться каждому дню, восхищаться жизнью в любом её позитивном проявлении. Особо красочно проходят обрядовые сцены туркменской свадьбы: сватовство, смотрины, помолвка, свадебное и послесвадебные торжества, в программе которых «Куштдепди» исполняется с особым тщанием, зажигательно и вдохновенно. Традиция – древняя и вечно молодая, сочетающая в себе полифонию голосов и слаженных хореографических движений, звучит самобытным посланием самобытного, талантливого народа на многовековом пути исторического развития и славы. В народной среде существует определённая градация «Куштдепди», в основу которой заложены характерные особенности исполнения этой исконной традиции, передаваемой как бесценное наследие из поколения в поколение. Различаются между собой также и напевы-газал: в зависимости от ситуации, в которой они исполняются, а также по своей тональности и манере исполнения. Особенно выразительно это различие выявляется в сравнительной характеристике напевов-газа, исполняемых жителями прибрежных, горных районов, а также занимающимися отгонным животноводством в степной зоне. Красивое горловое пение оглашает красивейшие уголки благодатной долины Сумбара, наполняет жизнью безбрежные степные дали, и, докатываясь до кромки морского прибоя, обретает силу могучих волн – высоких, сильных, певучих. Есть основания предполагать существование более ранних истоков возникновения традиции «Куштдепди». С учётом устойчивой и выраженно динамичной экспрессии «Куштдепди», присущей, пожалуй, ещё первобытнообщинному социуму на стадии примитивной охоты и собирательства, когда коллективное существование было жизненной необходимостью существования и защиты от внешнего воздействия, становится понятен секрет всеобщей притягательности самобытной песенно-хореографической традиции, олицетворяющей важную стадию исторического эволюционирования всего человеческого общества. Таким образом, «Куштдепди» выходит за рамки одной лишь национальной традиции, обретая контуры одного из ключевых звеньев многовековой истории развития человека. Ныне традиция «Куштдепди» по праву превратилась в подлинное украшение всех красочных празднеств туркменского народа. Национальный Лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов в своей книге «Туркменская культура», в частности, отмечает: «Танец «Куштдепди» - это уникальный художественный облик туркменского искусства, его идеал». Есть поистине что-то удивительно притягательное в этих искренних напевах и зажигательных танцах, пронизывающих до глубины души, уносящих прочь все мелкое, незначительное, наносное! В этом кроется чарующая сила искусства. Древнее и непреходящее в веках искусство, вобравшее в себя огромное жизнелюбие туркменского народа и его безграничное почитание исконных духовно-нравственных истоков, живёт и побеждает, утверждая незыблемость созидательных начал непрерывном течении веков и поколений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Джанмамедова С., Гузучыев С. «КУШТДЕПДИ» – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 560 - 566. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12820 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12820



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.