'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 90

Просмотры  27 просмотров

Быкова О.А.

  


ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ *

  


Аннотация:
в работе представлена важность математических умений и навыков для дошкольников в познании окружающего мира и решении практических задач, предложены различные способы обучения дошкольников математике в комплексе с физическим развитием, рассмотрены игровые приёмы математического содержания на интегрированных занятиях по физической культуре.   

Ключевые слова:
дошкольное образование, математические знания, умения, движение, физическое развитие, игра, интегрированное занятие   


Современный мир предъявляет высокие требования к ребенку, к его образованию, поэтому в настоящее время идет активная работа по поиску возможностей обновления и разработке улучшения форм обучения детей дошкольного возраста. Для педагогов и родителей вопрос о полноценном и всестороннем развитии ребёнка в дошкольном возрасте, правильная подготовка его к школе стал очень актуальным. Практика показала, что математические способности дошкольника являются одним из показателей подготовки детей к школе. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает логику, формирует внимание и память, развивает воображение и речь. Педагоги дошкольных учреждений должны понимать, что с приобретение дошкольниками элементарных математических знаний и представлений заметно облегчается познание окружающего мира и решение различных практических задач ребёнка. В дошкольных учреждениях приобретение элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, чтобы понимали смысл выполнения того или иного действия: для чего нужно считать и измерять. Иначе, дошкольники будут выполнять эти действия не точно, а приближенно и механически.Применения у дошкольников математических знаний осуществляется в разных видах деятельности - в трудовой, изобразительной, двигательной. Перед детьми ставится задача: посчитать предметы, отсчитать нужное количество предметов, сравнить их по форме, величине, цвету и т.д. В своей публикации, я хочу затронуть вопрос о получении и закреплении дошкольниками математических знаний и навыков на занятиях по физическому воспитанию. Такие интегрированные занятия, с использованием заданий и игр с математическим содержанием, позволят детям лучше осознать математические представления, а также помогут решить проблемы двигательной активности детей.В последнее время медики и педагоги, а также родители с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Очевидно, что без движения ребенок не может вырасти здоровым и что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому не следует обучать детей математике ограничиваясь одними занятиями по математики в дошкольных учреждениях.Организовать обучение детей математике в комплексе с физическим развитием можно разными способами. Это могут быть занятия по физической культуре с математическим содержанием, физкультурно-математические праздники, занятия - путешествия, квесты с физической и умственной нагрузкой.Существует множество возможностей наполнения математическим содержанием занятий по физкультуре и заданий, которые могут иметь как репродуктивную, так и продуктивную направленность. Репродуктивные упражнения выполняются дошкольниками охотнее, так как дети работают по четким правилам, предписывающим порядок выполнения заданий. Эти задания и упражнения являются основой закрепления математического материала на занятиях по физической культуре (сравнить предмет по форме и величине, определить порядок цифр, показать, где правая сторона, а где левая и т.д.). При выполнении продуктивных упражнений задача детей самостоятельно либо командой найти способ решения той или иной задачи, предложить идеи, обсудить их и принять нужное решение. Инструктор в этом случае выслушивает, направляет, напоминает об аналогичных упражнениях, которые ранее уже выполнялись, а также подбадривает дошкольников и призывает не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Следует сказать, что использоваться такие упражнения не должны часто, так как это может привести к усталости и умственному напряжению, что приведет к пассивности и потере интереса к таким занятиям.На своих занятия по физической культуре с элементами математической грамотности я использую различные игры, которые условно можно разделить на несколько групп:1.Цифры и числа. При включении в занятие игр этой группы дети не устают, а напротив такие игры снимают утомление и активизируют память. Такие игры я использую в вводной части занятия. Например, во время ходьбы в колонне выполнять задания: на 1 удар в бубен - ходьба на носках, на 2 удара - ходьба на пятках, на 3 удара - ходьба в полном приседе, перестроение в 2, 3,4 колонны. В основной части занятия эту группу игр можно использовать, например, при прыжках (подпрыгнуть на одной ноге указанное количество раз, продвигаясь вперёд, сделать такое количество прыжков, сколько услышишь звуков, перепрыгнуть такое количество брусков, какое соответствует поднятой цифре или нарисованному на карточке количеству предметов), при метании (забросить в горизонтальную цель определенное количество мешочков, бросать «снежки», а затем сосчитать, какая команда забросила больше и на сколько). В заключительной части занятия я тоже включаю игры этой группы, например «Ехала телега, сломалось колесо» (по сигналу, дети должны разбиться по группам, соответствующим количеству гвоздей, которые должны понадобиться для того, чтобы починить телегу), «Найди место цифре» (по сигналу дети разбирают карточки с цифрами и строятся по порядку, либо в обратном порядке)2. Геометрические фигуры. Во время игр этой группы мы с воспитанниками закрепляем понятия круглый, квадратный, треугольный, овальный, закрепляем умения выбирать фигуру по описанию, узнавать геометрические фигуры. Дети очень любят игры этой группы такие как "Найди и коснись" (найти в зале и коснуться чего-то круглого или квадратного), «Составь фигуру» (составить геометрическую фигуру, например, из гимнастических палок). Нестандартное физкультурное оборудование - коврик с геометрическими фигурами (Рис. 1.) для меня незаменимый помощник на интегрированных занятиях по физической культуре с использованием приёмов математического содержания. Дети с удовольствием прыгают на одной или двух ногах по фигурам одинаковой формы либо одинакового цвета, в зависимости от полученного задания, по сигналу занимают определённые места, например по названию команды «Треугольник» или «Овал».3. Ориентация в пространстве. Игры этой группы я могу включить в любую часть занятия, где мы с детьми можем закрепить понятия вперёд, назад, вправо, влево, впереди, позади, справа, слева. Закреплению этих понятий способствуют такие игры, как «Встань передо мной, как лист перед травой» (выполнить действия по командам: встань впереди..., справа от..., встань позади и т.д.), «Разноцветное путешествие» (используя игровое поле, дойти до конца «маршрута» согласно определённой схеме). Для этой игры я использую большой баннер и заранее изготавливаю схемы маршрутов разной сложности. (Рис.1.). Это нестандартное физкультурное оборудование помогает мне и во время закрепления геометрических понятий./Рис. 1. Коврик "Геометрические фигуры".4. Ориентация во времени. Игры этой группы дают возможность закрепить последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времён года. С помощью разминка «Дни недели» дети с лёгкостью запомнят названия дней недели по порядку и вразброс. А игры «День и ночь», «Семь гномов» помогут изучить и закрепить временные последовательности.Поощрять и стимулировать двигательную активность детей можно на занятиях-путешествиях, в ходе физкультурно-математических праздников и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить в физкультурном или музыкальном зале, на участке во время прогулки. Такие занятия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Например, детям предлагается в ходе «путешествия» найти и спасти из заточения злого волшебника цифру «5» или самим определить, какая цифра «потерялась», преодолевая различные препятствия, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости, при этом правильно сосчитать что-либо, сравнить по величине или определить форму, выбрать предмет с заданными признаками и т. д.Итак, интегрированные занятия по физической культуре с использованием игровых приёмов математического содержания, должны быть построены таким образом, чтобы знания, полученные детьми на занятиях по математике, стали прочными в результате их практического использования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Быкова О.А. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 507 - 512. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12811 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12811



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.