'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 75

Просмотры  38 просмотров

Крылов А.С.

  


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВАКУАЦИИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются отдельные вопросы обеспечения пожарной безопасности в детских дошкольных образовательных учреждениях. Характеризуются действия, которые должны быть приняты в ходе эвакуации из рассматриваемого типа учреждений, а также способы повышения эффективности системы эвакуации в целом.   

Ключевые слова:
пожарная безопасность, система эвакуации, средства оповещения   


В Российской Федерации предпринимаются серьезные меры по обеспечению безопасности детских дошкольных образовательных учреждений, в том числе это касается и вопросов пожарной безопасности зданий.В целях обеспечения безопасности детей и приведения в надлежащее противопожарное состояние во всех школах и детских учреждениях в обязательном порядке устанавливаются системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре. Однако еще одним важным аспектом является грамотная система эвакуации из здания, так как в связи с возрастными и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, к их эвакуации необходимо подходить с полной уверенностью воспитателя в своих действиях, а также в условиях обеспечения соответствующих эвакуационных выходов.«Анализ причин текущего противопожарного состояния детских садов, а также анализ пожаров и их последствий показал, что негативные последствия вызваны не только нарушением правил пожарной безопасности при эксплуатации детских садов (отсутствие установок автоматической противопожарной защиты, неисправность электропроводки и электрощитов, отсутствие первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в помещениях и другое), но и недостатками проектных решений» [4, с. 25]. Все это вызывает дополнительные риски и ставит под угрозу сам процесс эвакуации, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь за собой значительные человеческие жертвы.«Время начала эвакуации — это один из ключевых факторов безопасности в процессе эвакуации людей, который является наименее изученным как в нашей стране, так и за рубежом» [5, с. 20]. На рисунке 1 представлен порядок проведения эвакуации в дошкольных образовательных учреждениях. /Рис. 1 Порядок эвакуации из ДОУ.Как показал анализ норм к путям эвакуации и эвакуационным выходам, организационная составляющая (подготовительный этап) эвакуации в значительной степени влияет на её исход. На формирование продолжительности времени начала эвакуации влияют такие факторы как: - боязнь воспитателей эвакуировать детей без выяснения состоятельности причин, вызвавших поступление звукового сигнала о необходимости эвакуации: вместо того, чтобы как можно быстрее начать подготовку к эвакуации, воспитатель выходит в коридор с целью ознакомления с действительной ситуацией; - стереотип поведения воспитателей, вырабатывающийся в итоге проведения постоянных анонсированных эвакуаций, который приводит к тому, что воспитатели стараются одеть детей в верхнюю одежду, соответствующую сезону года (особенно зимой), при этом теряется очень много времени.Все это влияет на время начала эвакуации, и в условиях возникновения чрезвычайной ситуации может негативно отразится на ее итогах. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что нормативные показатели эвакуации для взрослых людей и детей значительно разнятся. Так, «например, в жилых зданиях рекомендуемая скорость эвакуации составляет 1 м/с, а для зданий с большой проходимостью (например, кинотеатров и стадионов) - 0,5 м/с» [2, с. 2508]. Для детей в зависимости от их возраста и физического развития показатели могут увеличивать в 2, а то и в 3 раза, что также снижает скорость всей эвакуации.В связи с этим, необходимо уделять особое внимание занятиям по эвакуации с детьми. В условиях возникновения чрезвычайной ситуации крайне важно, чтобы дети не впадали в панику, строго выполняли все указания воспитателей, а также знали в какую сторону и как именно необходимо двигаться в сторону эвакуационного выхода, что значительно облегчит действия воспитателей при организации эвакуации. Кроме того, отметим, что любая система безопасности может становиться неэффективной без должным образом обученного персонала и информирования посетителей. Рекомендации должны включать в себя планы обучения персонала по эвакуации и действиям в случае пожара, а также создание программ обучения для посетителей. В целях определения знаний в области порядка проведения эвакуации в одном из Дошкольных образовательных учреждений Московской области был проведен опрос среди воспитателей и работников (опрошено 35 человек), который показал следующие результаты (рисунок 2). /Рис. 2 Первоочередные действия в условиях эвакуации при ЧС.Проанализировав данные опроса можно сделать вывод о том, что большинство из опрошенных работников учреждения в качестве первоочередного действия при эвакуации начнут непосредственную деятельность по выведению детей из здания, однако с точи зрения противопожарной безопасности и правил эвакуации первоочередным действием в случае ЧС должно стать оповещение [3] всех, находящихся в здании людей, в частности с использованием звуковой сигнализации, потому что в условиях происшествия в одной из комнат здания и возможной задержки автоматического пожарного оповещения, люди, которые не будут знать о произошедшей ситуации могут потерять время, предназначенное для эвакуации.В контексте оповещения следует отметить, что существует объективная необходимость обеспечения дошкольных образовательных учреждений более эффективными системами оповещения. Так, у каждого воспитателя в группе должна быть возможность доступа к системе оповещения, в целях своевременной передачи сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации как внутри здания, так и диспетчеру пожарной охраны. Кроме того, система оповещения в дошкольных учреждениях должна учитывать психофизические особенности детей, она не должна пугать или вызывать панику, но в то же время четко и быстро доводить все необходимые указания по совершению действий в условиях ЧС.Родители так же могут сыграть значительную роль в процессе проведения эвакуации, так как несколько раз в день, в зависимости от возрастных групп детей, находящихся в дошкольном образовательном учреждении, находятся на его территории. Также, в случае эвакуации, родители в обязательном порядке должны быть уведомлены об этом и получить информацию о точках сбора и других важных деталях.Еще «одним из важнейших этапов является разработка планов эвакуации. Четкие и понятные планы эвакуации являются важным элементом противопожарной защиты. Рекомендации должны включать в себя разработку таких планов с учетом специфики здания и расположения выходов, а также предусмотрение мер для людей с ограниченными возможностями» [1, с. 1306]. В рамках детских дошкольных учреждений, в связи с тем, что детям в силу своих психофизических особенностей не под силу запомнить план эвакуации, целесообразно дублировать его с помощью визуальных эффектов, которые в процессе эвакуации будут служить для них ориентирами. В качестве примера такого визуального исполнения можно привести инновационные фотолюминесцентные эвакуационные системы (рисунок 3), которые гарантируют обеспечения всей необходимой информацией в условиях задымления и нарушения видимости. Как показывают опыты проведения данных мероприятий основным преимуществом является освещение места безопасной эвакуации. /Рис. 3 Фотолюминесцентная эвакуационная система.Таким образом, по результатам исследования можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы эвакуации в дошкольных образовательных учреждениях:- с целью уменьшения затрат времени на подготовку к эвакуации, следует предусматривать системы оповещения высокого класса, которые будут передавать четкие организационные указания по эвакуации детей;- с воспитателями, родителями и детьми должны быть изучены и протестированы эвакуационные маршруты и порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации; - в качестве совершенствования организационно-технических мероприятий для обеспечения своевременной эвакуации предложено обязательное использование фотолюминесцентных знаков безопасности и эвакуационных систем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Крылов А.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВАКУАЦИИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 454 - 460. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12796 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12796



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.