'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 57

Просмотры  45 просмотров

Фефилова Ю.С.

  


ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в статье автор представляет обзор влияния наиболее распространенных типов семейного воспитания на самооценку подростков и их краткая характеристика.   

Ключевые слова:
самооценка, детско-родительские отношения, подростковый возраст, самовосприятие, родительские установки   


Исследования родительских установок и позиций являются одним из наиболее изученных аспектов отношений между родителями и детьми. Многие отечественные психологи, такие как А.Я. Варга, О.Я. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер и другие, проводили систематические экспериментальные исследования в этой области. С самого раннего возраста формируется опыт взаимодействия в семье, общая направленность к социальным связям, а формирование самооценки является следствием восприятия установленных параметров родительского отношения к ребенку.Стиль семейного воспитания связан с индивидуальными типологическими особенностями родителей, такими как экстраверсия-интроверсия, сензитивность-спонтанность и агрессивность. Е.Н. Спирёва отмечает, что стиль воспитания связан со степенью уравновешенности показателей сплоченности и гибкости в семье. Несбалансированность структурно-функциональных характеристик личности, связана с дисгармоничным стилем воспитания [8, с. 22]. А Т. Адорно отмечал то, что авторитарная личность порождает авторитарные отношения между родителями и детьми. Тем самым это формирует в отношениях стереотипы, условности, эксплуататорскую зависимость, жестокость и репрессивное отрицание [1, с. 232].Вовлечение ребенка в реальные, независимые от него отношения (семейные отношения, общение с людьми) играет значительную роль в формировании самоидентичности ребенка, то есть ответа на вопрос "Кто я?". Однако простое наличие общения ребенка со взрослыми недостаточно для полноценного развития его личности и психики. Профессор А.Я. Варга отмечает, что и количество, и качество общения со взрослыми играют важную роль. Адекватность формирования самооценки может быть определена наличием времени, которое родители уделяют ребенку, уровнем общей и частной самооценки, наличием поощрений или наказаний, а также прогнозами успеха или неудачи [2, с. 75].По мнению К. Роджерса, матери играют ключевую роль в формировании самооценки ребенка. Они сами должны относиться к себе положительно, чтобы стать примером такого отношения к себе для своего ребенка, то есть быть правильным образцом самопринятия [7. с. 256]. Уровень самооценки у ребенка может зависеть от того, как его воспитывают родители: низкая самооценка может быть связана с уклончивым поведением, средняя — с терпимой и покровительственной позицией, а высокая — с четкими правилами и доверительными взаимоотношениями.В.В. Кузьмина отмечает, что при использовании авторитарного стиля воспитания подавляются такие важные качества, как самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы и возможности. Когда дети взрослеют, они часто стремятся уйти из дома, чтобы избежать негативного влияния родителей. В результате такого воспитания дети могут чувствовать неуверенность в своих будущих достижениях, страхуясь, что им не удастся открыть свой бизнес или достичь успеха из-за отсутствия собственных амбиций [6, с.528].Как отмечает Л.С. Алексеева, оптимальные отношения между детьми и родителями формируются обычно при применении демократического стиля воспитания. Данный стиль особенно способствует развитию самостоятельности, инициативности и социальной ответственности у ребенка. При этом родители ведут себя по отношению к ребенку твердо, последовательно, но вместе с тем гибко и рационально: требования родителя объясняются, приветствуется их обсуждение с подростком; правила, устанавливаемые родителем, твердо осуществляются, но не считаются непогрешимыми; к мнению ребенка прислушиваются, но при этом исходят не только из его желаний; власть используется только по мере необходимости. Было обнаружено, что дети, воспитанные демократичными родителями, лучше адаптированы. По сравнению с другими детьми, они имеют большую уверенность в себе, в полной мере контролируют себя и обладают социальной компетентностью. Со временем у этих детей формируется высокая самооценка, и в школе они учатся значительно лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями воспитания [2, с. 116].Исследования показали, что взрослые дети, которые сообщают о более заботливых родителях, имеют и более высокую самооценку. В частности, участники с высокой имплицитной самооценкой часто были способны вспомнить больше деталей воспитания в детстве [3, с. 54]. Однако стоит отметить, что дети, которые растут в условиях родительского воспитания, когда их родители чрезмерно заботятся о них, имеют более низкий уровень подразумеваемой самооценки. Это связано с тем, что дети, которые растут в условиях гиперопеки, часто теряют право делать выбор, что приводит к неуверенности в себе и снижению самооценки. С.В. Ковалев также отмечает, что излишнее эмоциональное тепло негативно сказывается как на мальчиках, так и на девочках. Это затрудняет развитие у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в защите, что становится чертой их характера. Рост самостоятельности также ограничивается функцией родительской власти [5, с. 78].Либеральный стиль воспитания (невмешательство) характеризуется тем, что отец или мать не принимают активного участия в управлении процессом обучения и воспитания. Многие важные вопросы и проблемы фактически могут быть решены без их участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы или поручений им приходится часто уговаривать своих детей. Они решают в основном те проблемы, которые возникают сами по себе, и контролируют поведение ребенка при случае. В таком подходе детям предоставляется много свободы при минимальном вмешательстве родителей, которые не устанавливают конкретных ограничений. В итоге такие родители характеризуются низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания. Хотя такой подход к воспитанию противоположен гипертрофированной запретительной тенденции, он не обязательно ведет к противоположным результатам: дети, воспитанные в либеральной среде, также могут проявлять непослушание и агрессию. Они склонны удовлетворять свои слабости, импульсивны и часто неумелы в социальных ситуациях. Однако в некоторых случаях они могут проявлять активность, решительность и творческий подход.На практике ни один из стилей воспитания не проявляется в "чистом виде". В каждой семье могут применяться разнообразные стили воспитания в зависимости от ситуаций и обстоятельств. Однако долгосрочная практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает ограниченной динамикой, но может быть усовершенствован. Таким образом, обсуждая стили семейного воспитания, мы в первую очередь обращаем внимание на то, что это понятие тесно связано с родительским отношением к ребенку, которое имеет более широкий спектр смыслов. Несомненно, упомянутые стили и методы семейного воспитания оказывают разнообразное воздействие на ребенка. Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимозависимость родителя и ребенка, включая субъективно-оценочное и сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, подходы к взаимодействию с ребенком и методы воздействия на него. Стиль воспитания, принятый родителями, определяется их личностными особенностями, эмоциональным представлением о ребенке, а также уровнем контроля и стремлением соответствовать социальным нормам.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Фефилова Ю.С. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 333 - 338. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12778 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12778



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.