'
Кириленко И.Н., Овсяник С.Б.
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ *
Аннотация:
в работе рассматривается влияние семейного неблагополучия и нарушенной социализации на подростковую агрессивность.
Ключевые слова:
семья, социализация, подростковая агрессия, детско-родительские отношения
Агрессивность детей и подростков сегодня является одной из наиболее острых проблем не только для психологии, но и для всего общества. Существует зависимость между агрессивностью подростков и изъянами процесса социализации и индивидуализации, их социальной дезадаптивностью. Среди социально-психологических детерминант подростковой агрессии приоритет принадлежит семье, характеру и качеству родительских отношений. Основными проводниками социализации несовершеннолетних являются семья, школа и неформальное окружение. Через эти институты проходит процесс усвоения подростком норм и ценностей окружающей среды, формирование его личности. При этом семье принадлежит особая роль. Именно в семье дети проходят первичную социализацию (З. Фрейд, А. Фрейд, А. И. Захаров, И. Б. Котова). На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом возрасте и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений между братьями и сестрами – являются факторами, которые могут определять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими. Семья является той первичной группой, в которой эмоционально опосредованные отношения имеют решающее значение для формирования у подростков представлений о значении и ценности норм и способов поведения, в том числе и агрессивного. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Нравственная и эмоциональная обстановка большинства неблагополучных родительских семей не обеспечивает ребенку ровного, спокойного воспитания, формирование у него чувств защищенности и собственного достоинства, веры в жизненные перспективы (В. Сатир). Семейное неблагополучие, проявляемое в различных формах, является первой ступенью искаженной социализации. На других стадиях возможны как закрепление, так и нейтрализация отрицательного влияния семьи на формирование девиантного поведения подростка. Деструктивным фактором социализации, порождающим агрессию как защитную форму поведения является фрустрация как следствие неудовлетворенной потребности в родительской любви, а также высокая плотность наказаний в системе воспитания. Агрессивность и ее поведенческие проявления носит возрастно-специфический характер. Поэтому неуравновешенность и несбалансированность психического развития, чувство взрослости, стремление к самоутверждению подростков способствует более яркому проявлению своеобразной защиты и способа адаптации. Вместе с тем существует прямая связь между агрессивностью подростков и изъянами процесса индивидуализации и адаптации. Особое значение здесь приобретает качество и характер внутрисемейных отношений и отношений в диаде «родитель – подросток». В психологической отечественной (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Т. Н. Сартан, А. С. Спиваковская) и особенно в зарубежной практике (А. Адлер, Р. Т. и Д. Байрды, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Т. Гордон, Х. Джайнотт) накоплен достаточно богатый опыт работы с родителями. Согласно исследованиям, неблагополучие во взаимоотношениях подростка с родителями обуславливается недостаточной эмоциональной теплотой, жестким тотальным контролем, недоверием, конфликтностью, психологическими барьерами эмоционального, оценочного и смыслового характера. Благополучные отношения характеризуются высокой эмоциональной теплотой, принятием, поддержкой, доверием, рациональностью контроля, возможностью сотрудничества, верой в способности и успех ребенка, уважением его интересов, потребностей, обеспечением защиты и безопасности в пространстве общения «родитель – подросток»При общем повышенном фоне агрессивности, особенно защитной, который характерен для подросткового возраста и в определенном смысле носит адаптивный характер, выявлены существенные различия в группах подростков, имеющих разный опыт общения с родителями. Подростки, выключенные в «неблагополучные» взаимоотношения, демонстрируют более высокие показатели по всем видам агрессивных проявлений: физической, вербальной, косвенной агрессии. Они более раздражительны, подозрительны и обидчивы, отличаются негативизмом и выраженным чувством вины. Напротив, подростки, включенные в «благополучные» взаимоотношения, показывают более сглаженную картину, менее обидчивы, подозрительны и раздражительны, более уравновешены, демонстрируют более низкий уровень физической, вербальной и косвенной агрессии.
Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1
Ссылка для цитирования:
Кириленко И.Н., Овсяник С.Б. СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 316 - 320. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12774 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*