'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 46

Просмотры  31 просмотров

Рахманова Е.В.

  


ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания. Расширяются представления о предметах и явления природы, растениях, животных. Развивается память, внимание и наблюдательность. В игре активизируется словарь, развивается любознательность и пытливость. Развиваются и нравственные качества: воля, смелость, выдержка, умение уступать. И именно в игре ребенок изображает то, что видел и пережил, осваивает опыт человеческой деятельности.   

Ключевые слова:
игра, развитие дошкольника, компьютерные игры, словесные игры, подвижные игры, настольные игры, развитие речи, мышление   


Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени – школьного обучения.Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником – это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве – игра, в школьном – учение. [1]Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Внимание известных в научных кругах людей к детской игре свидетельствует о том, что они придавали большое значение проблеме детской игры, ясно представляли многогранность этого вида деятельности, его огромное влияние на становление личности ребенка. [2]Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.Исследованиями психологов подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметом их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. [1]Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего, действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом.Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация. [3]Играющий ребенок непрерывно говорит, он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». [4]В условиях развития информационной цивилизации появляются и новые формы игр. Их смысл и содержание продиктовано спецификой форм бытия и явлений нового вида культуры – информационной.Информационная культура становится ядром социализации личности, формируя свои правила жизни и игры. Не секрет, что характерной особенностью эпохи информационной культуры и цивилизации становится преобладание компьютерных игр, в которые играют не только дети, но и взрослые.Дискуссия по поводу положительных и отрицательных сторон компьютерных игр развивается и представляет собой целый спектр мнений ученых. Наиболее распространенной позицией является подход, в рамках которого компьютерная игра – это средство развития тех или иных способностей детей. Действительно, во многих работах, посвященных изучению роли компьютерных игр на развитие личности ребенка дошкольного возраста, показано, что они помогают развивать логическое и алгоритмическое мышление. [5]Разработчики компьютерных игр предусматривают возможность их использования при работе с дошкольниками над развитием нагляднообразного мышления, коммуникативных и познавательных способностей и т.д. [7]Компьютерные игры, являясь динамичными и привлекательными, оказывают не только положительное психологическое воздействие на неокрепшую психику ребенка, но и негативное. Бесконтрольное времяпрепровождения за компьютерными играми способствует развитию игровой зависимости у детей. [6]Несмотря на высокий уровень компьютеризации современного мира, настольные игры продолжают быть востребованными. Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года), о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития. [8]Важную роль занимают и словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и др.С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. [9]Нельзя переоценить и роль подвижных игр. Подвижные игры многое могут дать для закрепления двигательных навыков у детей, развитие у них быстроты, ловкости движений, организованности и дисциплинированности, а также для формирования дружеских взаимоотношений. Задачи физического воспитания – это, прежде всего воспитание детей здоровыми, бодрыми, жизнерадостными, закаленными, ловкими.Игры заставляют детей быть активными, деятельными, добиваться успеха, действовать согласованно, дружно, понимать друг друга.Обязательное выполнение правил, преодоление препятствий является прекрасным упражнением для воспитания у детей выдержки. В подвижных играх с музыкальным сопровождением у детей развивается музыкальный слух, ритм, движения становятся более выразительными.Подвижные игры являются прекрасным средством воспитания выдержки у детей. Многие игры вызывают у ребенка необходимость действовать не сразу, а только после определенного сигнала. [10]О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.Для дошкольников игра – это неотъемлемое право возраста и счастливое содержание жизни.Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». [1]   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Рахманова Е.В. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 262 - 269. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12767 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12767



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.