'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 40

Просмотры  26 просмотров

Варфоломеева Р.А., Шабаева Г.Ф.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
данная статья посвящена формированию одной из важнейших ключевых компетентностей младших школьников – ИКТ-компетентности. В настоящее время одной из важных целей образования становится развитие у младших школьников самостоятельности и способности к самоорганизации. В этой связи основным результатом деятельности учителей должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. Формируемая ИКТ-компетентность сможет обеспечить необходимые умения работы с различными видами информации и представления ее в наиболее оптимальной форме по любому из изучаемых предметов.   

Ключевые слова:
ИКТ-компетентность, средства информационных коммуникационных технологий, информационная компетенция, компетенции в коммуникативной деятельности, технологическая компетенция, ценностно-смысловые компетенции   


В последние несколько десятилетий в нашем обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей процесса образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основного результата образования произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними.В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ статья 2 об основных понятиях, используемых в настоящем Федеральном законе сказано, что общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.На сегодняшний момент, одной из важнейшей целью начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (в дальнейшем ФГОС НОО) является формирование ключевых компетенций у младших школьников,В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального образования ФГОС НОО в качестве ключевого выделено умение обучающихся работать с информацией, которое является основой для формирования информационной компетентности личности.Эпоха репродуктивного обучения, когда требовалось только воспроизведение информации, прошла. Сегодняшняя эпоха - эпоха интеллектуального творчества с опорой на сложное программное обеспечение, умения работать с программными продуктами, что дает возможность ориентироваться в реалиях современной жизни, где существует большое количество ИКТ-продуктов, и применять их для решения личностных задач. Смена целей обучения ведёт за собой потребность в развитии дополнительных умений и навыков, в формировании новых компетентностей, в том числе и способность использовать информационные и коммуникационные технологии.Зимняя И.А. определяет ИКТ-компетентность как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлены средства обучения и воспитания, одни из которых:- компьютеры, - информационно телекоммуникационные сети. В ООП НОО в пункте Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) сказано, что в результате обучения: - обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете,- обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними, -осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культур,- приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные.На ступени начального общего образования важным элементом формирования УУД, обеспечивающим его результативность, является ориентация младших школьников в ИКТ и формирование способности грамотно их применять. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел по формированию ИКТ-компетентности, которая прописывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технологические навыки, которые формируются при изучении различных учебных предметов.В связи с тем, что формирование информационной компетентности довольно длительный процесс, педагоги советуют приступать к нему с начального звена общеобразовательной школы, так как раннее развитие способствует эффективности развития компетентности в дальнейшем.С точки зрения практики в образовательном учреждении тема актуальна, так как ФГОС НОО направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но при этом, педагогу приходится сталкиваться с недостаточной разработанностью методических пособий формирования информационной компетентности у младших школьников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Варфоломеева Р.А., Шабаева Г.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 227 - 231. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12761 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12761



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.