'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 29

Просмотры  59 просмотров

Калинина К.Ю.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены классифицированные изменения ответственности должностных лиц на примере УК РСФСР 1960г. и деятельности партийных лидеров, таких как Л.И. Брежнев, Н.С. Хрущёв, Ю.В. Андропов.   

Ключевые слова:
должностные преступления, Брежнев, УК РСФСР, должностное лицо   


Если обратиться к эпохе «застоя», можно встретить большое количество коррупционных бригад, образованных политической элитой советского времени. Брежнев был в числе инициаторов отречения экс-первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва от власти осенью 1964 года [4]. Упразднение хрущёвских экспериментов в экономической политике, привели и к изменениям в партийной, точнее к возврату «консервации». Фактически сразу была восстановлена привычная схема управления: /Рис. 1. Организация управления в партийной системе 1960-х годах.Особенно свои позиции укрепили партийные деятели, которые вошли в советскую политическую элиту по партийной, комсомольской или профсоюзной линиям. Попасть в высшие партийные школы, руководство ВЛКСМ или профсоюзов тогда можно было только по рекомендации влиятельных чиновников или же за счёт родственных связей. Генсек с позволения своего окружения, оказывающего почести 4жды Герою Советского союза, продвигал по карьерной лестнице всех причастных к собственному почитанию. Элита партии увидела в Брежневе лидера, способного отстаивать ее интересы, часто идти на компромиссы, что сильно контрастировало с волюнтаризмом и импульсивной политикой предшественников.Потому, несмотря на ироничное отношение к формированию нового культа личности, почести сохранялись, а также стали условием сохранения властных позиций за брежневскими выдвиженцами. Все эти условия способствуют изучению УК РСФСР, а именно обращению должного внимания должностным преступлениям, их квалификации, для подтверждения дифференцированного деления преступлений против государственной власти.Анализ уголовного законодательства России, принятого на различных её исторических этапах, позволяет выделить особенности возникновения должностных преступлений. Так же анализ определяет предпосылки зарождения института уголовной ответственности за превышение должностных (властных) полномочий, а также дальнейшее его развитие в уголовном законодательстве. Е.В. Тарасова отметила, «необходимо рассматривать развитие норм не только с того периода, когда они приобретают характерные близкие черты к современному законодательству, но и с начала их зарождения, во времена, когда они еще не являлись субъектами уголовного права» [6, с. 25]. Нарушающий исключительность и независимость государственных органов. Принципиальные изменения, направленные на укрепление власти партийно-государственной номенклатуры и усиление ее контроля, привели к тому, что партийный аппарат стал основным актором в политической сфере, обладающим всей властью и контролем ни за что реально не отвечающий. Роль КПСС в качестве "ядра политической системы" была закреплена Конституцией 1977 года. Этот факт является ярким примером формирования коррупционной атмосферы вокруг периода правления Брежнева. Хотя Хрущёв предпринимал попытки противостоять коррупции, специальных программ не создавалось. Именно при Никите Сергеевиче введена смертная казнь за определённые преступления против государственной власти. Казнь была применена в случаях, когда лица проводили валютные операции, нарушая законодательство. Кроме того, начиная с 1962 года, высшая степень наказания применялась к тем, кто получал взятки. Фраза Никиты Хрущёва "Я вам покажу кузькину мать" относится и к продолжению им коррупционной деятельности после И.В. Сталина. Наказания за спекуляцию, хищение государственного имущества, манипуляции с валютой и незаконную торговлю были ужесточены при Хрущёве. В то время законы не имели различий о составы воинских несмотря на усилия по противодействию взяточничеству и борьбе с бюрократизмом, отсутствовали четкие законодательные нормы, их характер был скорее спонтанным и агрессивным. В определении было сосредоточено внимание не на конкретных деталях, таких как место работы, а на роли (представителя власти, ответственного за руководство или организационные и административно-хозяйственные задачи). Под должностными лицами в статьях настоящей главы понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию [7, с. 65]. Должностными признавались лица, занимающие должность, т.е. служащие в государственных учреждениях или на предприятии, в общественных организациях или объединении. Не могли быть ими сотрудники организации, не выполняющие общественнополезные задачи (например, религиозные общины). Причём служащие указанных учреждений являлись должностными лицами независимо от занимаемой ими должности или характера учреждения [3, с. 65-68]. Таким образом, мы видим сокрытие брежневскими министерствами различного рода событий, благодаря феномену «сидения на местах», принятого в 1966г. на одном и съездов партии. Если при Хрущёве не справляющиеся со своим обязанностями должностные лица сменялись, на новых. Особенностью УК 1960г. стало то, что он впервые отнёс к категории должностных, лиц, которые постоянно или временно осуществляли функции представителя власти, а также лиц занимающих постоянно или временно должности в общественных учреждениях. Так же УК РСФСР в главе седьмой (ст. 170-175.1) регулирует должностные преступления способом исключением из числа должностных лиц, занимающих должности в объединениях, имеющих по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственных задач [2, с. 67]. При этом, не принято говорить, но при Леониде Брежневе произошло радикальное изменение в стратегии деятельности КГБ. Карательная функция была заменена профилактической. В докладной записке председателя КГБ Юрия Андропова «О некоторых итогах предупредительно-профилактической работы органов госбезопасности» адресованной в ЦК КПСС, в частности, отмечалось: «Сопоставление двух периодов: 1959–1966 г. г. и 1967–1974 г. г. показывает, что число привлеченных к уголовной ответственности сократилось почти в два раза»./Рис. 2. Число привлечённых к уголовной ответственности в 1960-70х гг.Несмотря на разграничение должностных лиц по специфике их преступлений, при анализе исторических источников встречаются вопиющие государственные преступления как в органах государственной власти, так и в органах местного самоуправления.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Калинина К.Ю. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 171 - 176. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12750 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12750



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.