'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 24

Просмотры  35 просмотров

Шибзухова Л.А., Токмакова Р.А., Шибзухов Т.А.

  


ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные критерии и показатели инновационной деятельности высших учебных заведении?. Система мониторинга инновационной деятельности вуза, реализованная на основе комплексной? интегрированной информационной? системы, обеспечивает прослеживаемость результативности и эффективности управления инновационной деятельностью вуза.   

Ключевые слова:
инновации в образовании, показатели, инновационная деятельность, наука, вуз, оценка   


В условиях перехода России на инновационный тип развития одной из основных проблем является нехватка, а в отдельных случаях и полное отсутствие квалифицированных кадров. Решению данной проблемы способствуют высшие учебные заведения, которые ориентированно на инновации. Основными задачами, стоящими перед ВУЗами, являются – содействие в формировании инновационного пути развития российской промышленности, активное участие в реализации инновационных научно-исследовательских проектов, постоянная ориентация на разработки сложной научно-технической продукции в соответствии с потребностями экономики. Цель исследования: оценка критериев результативности инновационной деятельности вузов. Результаты исследования. В качестве обобщающей оценки научно-технического потенциала применяются накопленные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) разных сроков старения, фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Крупные компании разных стран мира ежегодно вкладывают в НИОКР огромные средства. Это связано с тем, что быть конкурентоспособным на современном рынке, не будучи при этом технологически развитым, невозможно [1, с. 26].Количественные показатели охватывают: объемы используемых затрат на НИОКР по секторам и отраслям науки и по отраслям национальной экономики, численность занятых в сфере НИОКР по секторам науки (фундаментальная, прикладная ВУЗовская, заводская), по отраслям науки и по научным специальностям, а также по отраслям национальной экономики.Финансовое обеспечение научно-технической деятельности не является в полном смысле составляющей научно-технического потенциала, хотя и характеризует его. Оно отражает возможности, создаваемые экономическими факторами развития, и способствует росту научно-технического потенциала и его отдельных составляющих [2, с. 42]. Оценка кадровой составляющей осуществляется по следующим показателям: общая численность лиц, связанных с НИОКР, численность персонала по видам деятельности (фундаментальные и прикладные исследования), численность лиц по квалификационным группам (доктора и кандидаты науки, научные работники без ученых степеней), распределение численности по должностной структуре.В настоящий момент не существует известного критерия, а также интегрального или универсального индикатора инновационной деятельности [3, с. 992]. Исследователи выделяют следующие разновидности инновационной деятельности: – доля прикладных инновационно-ориентированных НИР, технические задания, которые основаны на маркетинговых исследованиях, от общего числа выполняемых ВУЗом тем – это рекомендуемый уточняющий показатель составляющей научно-инновационной деятельности. Его использование позволило бы учесть потенциальное наличие такого свойства будущих инноваций, как их коммерческую применимость,– доля НИР, представляющих собой дополнительные исследования для превращения научно-технического результата в инновацию, либо для ее «доводки», от общего числа выполняемых НИР – это показатель такой важнейшей составляющей научно-инновационной деятельности, как непосредственное создание инноваций средствами научной деятельности,– отношение числа создаваемых и/или совершенствуемых экспериментальных образцов к количеству тем НИР – это еще один возможный показатель такой важнейшей составляющей научно-инновационной деятельности ВУЗа, как непосредственное создание инноваций средствами научной деятельности,– данные о приобретенном производственном оборудовании и инструменте (либо только об уникальном оборудовании) могут быть использованы для оценки такой грани ИП как наличие материальных предпосылок к выпуску нового продукта. Возможный показатель для их адекватного отражения – это отношение стоимости таких закупок к общему объему финансирования НИР,– данные о наличие маркетинговой службы, а также о проведении научно-информационным подразделением целенаправленной популяризационно-рекламного сопровождения созданных в организации новшеств и инноваций в определенной степени отражали бы такую грань инновационного потенциала, как способность к успешному продвижению технических решений на рынок,– данные о развитии международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности приемлемо характеризует инновационный потенциал только в том случае, если в них приведены сведения о деятельности, направленной на зарубежную продажу лицензий, другой международной рекламно-маркетинговой деятельности, объектом которой была бы интеллектуальная собственность. Такие сведения отразят такую грань инновационного процесса, как способность к успешному продвижению технических решений на внешний рынок.Выводы. Сегодня инновационная деятельность в образовании – это необходимое условие для достижения качества образования, подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста. Обеспечивают инновационную деятельность ВУЗа преподаватели и специалисты, обладающие современным мышлением, владеющие новыми образовательными, информационно-коммуникационными технологиями, готовые эффективно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях. Система мониторинга инновационной деятельности вуза должна быть реализована на основе комплексной интегрированной информационной системы и обеспечивать прослеживаемость результативности и эффективности управления инновационной деятельностью вуза.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шибзухова Л.А., Токмакова Р.А., Шибзухов Т.А. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 145 - 149. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12745 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12745



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.