'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  57 просмотров

Тимкина Е.Г.

  


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА *

  


Аннотация:
в работе приводятся методы поощрения и стимулирования персонала, используемые в современной практике управления российских и зарубежных организаций.   

Ключевые слова:
управление персоналом, стимулирование персонала, поощрение персонала, методы поощрения, методы стимулирования   


В практике управления современными организациями всё большая роль начинает отводиться так называемому «человеческому капиталу», то есть сотрудникам, как движущей силе деятельности любого экономического субъекта. При этом, эффективность работы организации определяется, в большей степени, не количественными характеристиками персонала, а качеством его работы. Чтобы каждый сотрудник работал качественно, необходимо создать для персонала такие условия, в рамках которых они сами будут заинтересованы в том, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность и выполнять должностные обязанности как можно лучше. В связи с этим, необходимо говорить о методах поощрения и стимулирования персонала как основном инструменте, используемом в целях обеспечения продуктивной и результативной деятельности кадрового состава организаций. Прежде чем перейти к рассмотрению современных методов поощрения и стимулирования персонала, необходимо определить оба названных понятия. В рамках представленной статьи предлагается опираться на точку зрения Ю.Е. Стуковой, которая указывает, что поощрение представляет собой метод внешнего активного стимулирования, побуждение к положительной, инициативной и творческой деятельности, осуществляемый при помощи общественного признания успеха или награждения [4, c. 476]. В свою очередь, стимулирование предполагает, как считает автор, побуждение персонала к эффективной работе посредством материальной заинтересованности. Стимулирование подразумевает под собой, с одной стороны, достижение поставленных целей, а с другой стороны – личную возможность сотрудника получить или утратить дополнительные блага. Стимулирование, равно как и поощрение, может носить материальный и нематериальный характер [4, c. 477].Таким образом, понятия «стимулирование» и «поощрение» могут считаться почти тождественными, но, на наш взгляд, требуется провести между ними разграничение, основанное на том, что:стимулирование является неким «подталкиванием» сотрудника к хорошей работе, и используется в целях повышения эффективности его работы до получения непосредственных результатов деятельности,поощрение выступает в роли награды за уже достигнуты трудовые успехи, то есть, применяется к сотруднику по итогам его деятельности. Стоит подчеркнуть, что традиционные методы поощрения (вручение грамот, ценных подарков, публичная похвала и пр.) и стимулирования (ежеквартальные премии, социальные льготы и т. д.) часто оказываются неэффективными в отношении повышения эффективности работы персонала нового поколения. Иными словами, стандартные методы, используемые с целью мотивирования сотрудников к достижению трудовых успехов, в значительной мере устарели. В связи с этим, менеджеры российских и зарубежных компаний стремятся придумать новые способы поощрения и стимулирования персонала. Анализ различных источников, в том числе, опыта конкретных бизнес-субъектов, позволил определить некоторые наиболее примечательные из них. К примеру, в одной из крупнейших российских компаний ОАО «РЖД» разработана единая корпоративная система премирования, которая предполагает установление единых принципов мотивирования и стимулирования труда работников. В дополнение к этому, в ОАО «РЖД» применяются различные виды единовременного вознаграждения, например, надбавка за экономию мазута, доплаты за работку предложений по повышению эффективности деятельности компании в целом, а также отдельных её подразделений [3]. Многие современные российские предприятия уделяют особое внимание поощрению и стимулированию труда молодых специалистов. К примеру, ОАО «Газпром» использует программный подход к стимулированию «молодой» категории персонала, и реализует целый ряд программ для них: «Резерв развития», «Последовательный рост», «Успешный старт», «Уверенность в будущем». Нематериальные методы стимулирования персонала активно применяют различные ритейлеры, например, ритейлер сотовой связи ПАО «МТС», где реализуется целая совокупность мероприятий, направленных на повышение нематериального стимулирования труда работников компании, карьерный рост (проведение конкурсов, размещение интервью с их участниками на федеральном корпоративном портале, ежеквартальные внутренние рейтинги персонала и пр.) [2]. Среди зарубежных компаний также есть множество отличных примеров применения современных методов поощрения и стимулирования персонала. Например, в компании Zappos (онлайн-продажа обуви) сотрудники имеют право самостоятельно поощрять работу друг друга. Так, каждый сотрудник компании наделён правом раз в месяц вручить коллеге 50 виртуальных долларов за любое понравившееся ему действие. В конце года компания выдаёт каждому сотруднику накопленную им сумму настоящими долларами. В компании Google для сотрудников выдаются бонусы за личные (нерабочие) достижения, в частности, за успехи в спорте [1, c. 53]. Таким образом, тенденции современности и требования, предъявляемые квалифицированными сотрудниками к условиям своего труда, обусловливают возникновение необходимости разработки новых методов и подходов к стимулированию и поощрению персонала. Из представленных в работе примеров видно, что компании неодинаково подходят к разрешению данного вопроса, делая упор на материальные и нематериальные составляющие, на рабочие и личные цели сотрудников, на показатели их эффективности и «полезности» для деятельности всей организации в целом. Можно предположить, что в будущем спектр применяемых методов только расширится, что будет вызвано дальнейшим повышением уровня жизни людей и, как следствие, более высокими требованиями профессиональных сотрудников к вознаграждению и поощрениям за свою деятельность.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Тимкина Е.Г. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 100 - 104. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12735 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12735



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.