'
Минаева Е.М., Колпаков И.В., Симушкин А.В.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ *
Аннотация:
в работе проведена классификация опасных грузов, отмечена специфика перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ, сделан анализ происшествий с участием опасных грузов. Опасный груз — это вещества и предметы, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при транспортировке [1]. Неправильная перевозка опасных грузов может привести к серьезному ущербу, например к пожару, взрыву или утечке радиоактивных веществ. Чтобы обезопасить людей и окружающую среду, разработали правила перевозки опасных веществ для всех видов транспорта.
Ключевые слова:
опасные грузы, логистика, автомобильный транспорт, ДТП, грузоперевозчик, риски, чрезвычайное происшествие
Список опасных веществ насчитывает более 3 000 наименований, их перечень прописан в главе 3.2 ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген),легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты),воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ),жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия),радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением.Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности [2]. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ. Выделяют 9 классов, среди них:взрывчатые материалы,газы,легковоспламеняющиеся жидкости,радиоактивные материалы,едкие и коррозионные вещества.Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности.Современная промышленность пока на сегодняшний день не может обойтись без использования или выделения опасных для жизни человека веществ, окружающей среды или экологии в целом. Всевозможное взрывоопасное, химически токсичное сырье или же его отходы каждый день являются одним из основных предметов потребления, производства, утилизации и захоронения. И, как следствие, транспортные потоки с местами хранения, накопления, концентрации, распределения и переработки подобных веществ является неотъемлемой частью этих логистических процессов преобразований. По статистическим данным первого квартала 2015 года, доля перевозок опасных грузов в мировом грузообороте уже превышает 40 %, а в России составляет примерно 20 % [3].При таких темпах роста, наиболее актуальным вопросом в области логистики и непосредственно транспортировки опасных грузов является снижение уровня рисков и угроз их аварийности. В целях уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных происшествий из-за перевозимых грузов, попадающих под категорию «опасные», профильный комитет экспертов ООН разработал «оранжевую книгу» — Рекомендации по перевозке опасных грузов. В дополнение к ней, существует множество международных конвенций и соглашений, правил и условий, которые призваны урегулировать вопросы и проблемы, возникающие при перевозке опасных грузов. В Российской Федерации, на сегодняшний день, не существует единого нормативного документа, регулирующего перевозки опасных грузов всеми видами транспорта, но в перспективе предполагается его разработка. Вместо этого, на территории РФ действуют правила по каждому виду транспорта [4]. Практический аспект перевозки опасных грузов автомобильным транспортом можно наглядно проследить на детальном аналитическом разборе конкретных аварий с их участием [5]. Во многих случаях определяющее влияние оказывает человеческий фактор на происхождение происшествий. Требования к перевозке опасных грузов должны строго соблюдаться, чтобы обеспечить безопасность. Если в ТС при проверке обнаружат несоответствие требованиям, вынесут штраф, даже если исправить нарушение сразу же. Проверить это могут ГИБДД и Ространснадзор.К сожалению, не всегда соблюдение всех правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом является сто процентной гарантией того, что перевозка будет осуществлена без проблем и происшествий. Это объясняется тем, что помимо компании грузоперевозчика, на дорогах мира присутствуют и другие разные участники дорожного движения, и говорить об их компетенции в данной работе нет смысла. Под это отлично подойдет возможное выражение «Воля случая». Именно этот факт делает перевозку опасных грузов автомобильным транспортом одной из самых рискованных на дорогах [6].
Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4
Ссылка для цитирования:
Минаева Е.М., Колпаков И.В., Симушкин А.В. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 784 - 788. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12713 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*