'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 84

Просмотры  61 просмотров

Закаблук О.И., Трофимов А.Н.

  


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ: ОСОБЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В СУДОСТРОЕНИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с построением и работой системы управления качеством в судостроении. В ходе исследования была выявлена роль, место и значение системы управления качеством на судостроительном предприятии. Кроме того, даны рекомендации по составу системы, ее документированию и методике разработки.   

Ключевые слова:
качество, судостроение, судостроительное предприятие, система управления качеством   


1. Система управления качеством в системе управления предприятия. Под качеством обычно понимают «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Само по себе оно не возникнет, необходима целенаправленная деятельность, выполняющая требования к качеству. Для достижения эффективности необходимо систематическое воздействие на производственные и обслуживающие производство процессы, на устранение причин, мешающих получить требуемый уровень качества.Система управления предприятия состоит из элементов и связей между ними. Элементами системы управления являются подразделения предприятия, а связями - системы управления. Также система управления предприятия состоит из подсистем, каждая из которых принадлежит определенному направлению работы предприятия. В основу разделения на подсистемы, положены стремление упорядочить управленческие функции. Кроме того, система управления качеством является частью системы управления предприятия, ее подсистема.2. Документы системы управления. Разработка международных стандартов качества серии ISO оказала влияние на развитие систем управления предприятиями. Эти стандарты во многом определили состав систем управления качеством на предприятиях. Элементы стандарта серии ISO, создали взаимосвязанную основу для построения всех подсистем управления предприятия.Нормативным документам, описывающим процедуры управления, стали придавать статус стандартов предприятия и руководящих документов. Эти документы разделили на три уровня управления, отнеся к первому уровню - общие описания построения системы управления, ко второму - описание выполнения процедур управления и к третьему - должностные и прочие инструкции.Свойства стандартов создают основу эффективного управления. При разработке или совершенствовании системы управления качеством, естественно стремятся к тому, чтобы она обеспечивала принятие качественных решений. Под качеством решения принято понимать:- соответствие решения цели управления, закономерностям функционирования систем, методам разработки решений и полноте использования имеющейся информации,- степень учета экономических и технологических возможностей, соответствие решению организационной структуры управления предприятия.Для обеспечения качества принимаемых решений необходимо описание выполнения управленческих действий на уровне процедур, взаимоувязанных между собой. Требуется определение форм и периодичности представления управленческой информации, маршрутов ее движения, мест и времени хранения, ключей для ее поиска. Итак, связи системы управления предприятия следует определять, используя форму стандартов, положения и требования которых обязательны для выполнения персоналом предприятия.3. Состав системы управления качеством. Система управления качеством должна обеспечивать установленный уровень качества производимой продукции или оказываемых услуг, который позволяет поддерживать конкурентоспособность предприятия. Для удобства разработки систему управления качеством принято разделять на три уровня. В первый уровень системы управления качеством включаются элементы, определяющие политику в области качества всего целиком предприятия. Во втором уровне системы находятся элементы, определяющие процессы, которыми поддерживается требуемый уровень качества. Здесь же разрабатываются, реализуются мероприятия, направленные на улучшение качества. Элементы третьего уровня представляют собой рабочие инструкции, описывающие процессы, обеспечивающие качество.Руководство по качеству базируется на политике в области качества и устанавливает подход к достижению установленного уровня качества. Оно определяет структуру системы, основные связи в ней, а также устанавливает и детализирует принципы, методы обеспечения качества. Ответственность руководства за качество устанавливает, что руководители предприятия берут не себя обязательства разработать, использовать и постоянно улучшать систему управления качеством. Достижение установленного уровня качества является одним из немногих процессов, достижение результата в котором невозможно без участия руководства предприятия и его структурных подразделений. В этом заключается основная специфика разработки, функционирования и совершенствования системы управления качеством на предприятии.Разработка системы управления качеством, формирование ее элементов и установление связей нужно вести в представлении того, что взаимоотношения между потребителем и производителем происходят в виде процессов. Причем здесь понятия «производитель» и «потребитель» имеют более широкий смысл, от предприятия и его заказчиков до двух рабочих мест, последовательно расположенных в технологической цепочке.Нисколько ни умаляя значения не одного из процессов, проводимых на предприятии для управления качеством, все-таки наиболее важной для успешной работы системы управления качеством является обратная связь в составе информационного потока между предприятием и потребителями, другими заинтересованными сторонами. Эта крайне важная информация позволяет на основе анализа проводить кардинальные улучшения, добиваясь требуемого уровня качества и поддерживая его.4. Работа системы управления качеством. Работа системы управления качеством представляет собой процесс, модель которого устанавливает стандарт. Ключевым элементом системы управления качеством, определяющим эффективность ее работы, являются комиссии по качеству. Комиссии по качеству имеют обычно два уровня. Первый уровень - это цеховая комиссия по качеству. Работа цеховых комиссий по качеству как элементов системы определяет эффективность работы всей системы управления качеством. Целенаправленно и систематически работающая цеховая комиссия по качеству способна исполнять роль не только механизма удержания уровня качества, но и роль механизма повышения качества до требуемого или установленного уровня.Качество обладает довольно большой инерцией, которая выражается в жесткой зависимости между уровнем качества и затратами ресурсов на него. При низком уровне требуются высокие затраты, в т.ч. времени руководителей, на качество, чтобы повысить его до требуемого уровня. В то же время при повышении уровня качества необходимые затраты для поддержания требуемого уровня качества.Соответственно, если постоянно не поддерживать уровень качества ресурсами и работой системы управления качеством, то он понизится. А это приведет к необходимости крупных дополнительных вложений ресурсов.Комиссию второго уровня возглавляет технический директор предприятия. В ее состав должны входить руководители технических служб и заместитель руководителя предприятия по качеству. Основная задача комиссии состоит в анализе показателей, выработке стратегии и контроле текущих показателей уровня качества. Разработка конкретных мероприятий для поддержания и повышения уровня качества для нее задача нереальная. Процессный подход к пониманию работы системы управления качеством, является необходимым условием успешного построения системы управления качеством.Вторым по эффективности инструментом повышения и поддержания уровня качества является профилактика несоответствий, которая должна вестись работниками ОТК и производственными мастерами. Такой системный подход позволяет усилить контроль выполнения брако-опасных операций и соответственно снизить вероятность ошибки и повысить эффективность производства. Заключение. Основываясь на специфике судостроительного предприятия, были определены некоторые особенности системы управления качеством в судостроении. Сложность судостроения как производства определяет такие условия работы, что руководители должны понимать и принимать, что работа в области качества, требует от них больших усилий.Судостроительное производство состоит из нескольких видов производств, поэтому для каждого из них должно быть четко разработано и определено понятие «приемка». Понятие «приемка» следует установить в документе, что даст сравнимость данных статистики показателей качества. Это обеспечит понимание происходящего в области качества на предприятии, что повысит качество принимаемых управленческих решений.Относительная продолжительность производственного цикла требует, чтобы выявленные несоответствия в технологических операциях устранялись не только в технологических процессах, по которым ведется работа и где они обнаружены, но и в тех, которые будут использоваться в предстоящих этапах постройки судна.Повышенные требования к качеству ряда технологий, например, сварке, определяют необходимость обучения и аттестации персонала. Для поддержания уровня знаний, учитывая сложность для персонала удерживать в уме многочисленные параметры технических требований, целесообразно в дополнение к дням качества на производственных участках использовать наглядную технологию на рабочих местах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Закаблук О.И., Трофимов А.Н. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ: ОСОБЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В СУДОСТРОЕНИИ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 544 - 550. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12668 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12668



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.