'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 61

Просмотры  29 просмотров

Жукова М.К.

  


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
представлены результаты экспериментального исследования, целью которого стало выявление взаимосвязи профессиональной удовлетворенности и ценностных ориентаций у людей среднего возраста и разработка на их основании программы коучинговой работы. Проблема исследования заключается в том, что универсальные факторы профессиональной удовлетворенности являются весьма трудными для реализации на практике, в связи с чем более эффективным представляется формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали достижению профессиональной удовлетворенности. В данном исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 35 до 45 лет, стаж работы которых варьировался от 9 месяцев до 20 лет. Исследование было реализовано в три этапа. На первом были установлены взаимосвязи между ценностными ориентациями и профессиональной удовлетворенностью. Данные взаимосвязи учитывались при разработке коучинговой программы. Также на первом этапе респонденты были распределены на экспериментальную и контрольную группы. На втором этапе была разработана и проведена в экспериментальной группе программа коучингового сопровождения, направленная на изменение ценностных ориентаций. На третьем этапе производилась оценка эффективности программы путем сравнения показателей в группах до и после проведения программы, а также путем сопоставления результатов в экспериментальной и контрольной группах. Данные, полученные на третьем этапе, позволяют сделать вывод о том, что разработанная коучинговая программа работы с ценностными ориентациями позволяет достигать более высокого уровня профессиональной удовлетворенности. В пользу эффективности разработанной коучинговой программы свидетельствуют достижение более высокого уровня удовлетворенности реализацией профессионального потенциала, более высокой оценки профессиональной компетентности, более высокого уровня профессиональной востребованности, большей значимости физического и психического здоровья и снижение значимости высокого материального благополучия и профессиональной жизни.   

Ключевые слова:
профессиональная удовлетворенность, ценностные ориентации, средний возраст, коучинговая программа   


Введение. На сегодняшний день карьерное сопровождение позволяет клиенту принять участие в разнообразных тренингах и семинарах по вопросам написания резюме, инструментов самопродвижения, поиска клиентов самозанятыми, профессиональной ориентации. Данные технологии могут быть действительно полезными для человека, который уже определил сферу, в которой он бы хотел найти трудовую деятельность. В то время как большинство клиентов, которые обращаются за карьерным сопровождением, все же не имеют выраженного стремления к реализации профессиональной деятельности в определенном направлении. В результате человек сталкивается с трудностями в эмоциональном плане, т.к. предлагаемые варианты вызывают фрустрацию. В связи с последним особую значимость обретают аспекты, связанные с эмоциональным состоянием клиентов, в частности, с их профессиональной удовлетворенностью. Учет эмоциональной составляющей позволит, с одной стороны, оказать помощь клиенту, а с другой – повысить эффективность работы центров профессионального сопровождения. Специфика карьерного сопровождения людей среднего возраста определяется тем, что к данному жизненному этапу особую значимость обретает потребность в понимании ценности реализуемой деятельности. Если в юности человек может проявить готовность начать новую профессиональную деятельность, то в среднем возрасте у человека уже накоплен некоторый опыт работы, нередко негативный, что повышает степень избирательности людей среднего возраста при выборе направления профессионального развития. Проблема исследования. Современное представление об условиях профессиональной удовлетворенности содержит указание на такие универсальные переменные как [Шаймухаметова, 2019]:- минимизация энергетических затрат при выполнении профессиональной деятельности,- комфортные условия труда,- состояние эмоционального комфорта. Данные условия несмотря на свою очевидность представляются достаточно трудными для полноценной реализации, что указывает на то, что необходимо обнаружить иные переменные, способствующие профессиональной удовлетворенности. Поиск подобных переменных должен осуществляться в соответствии с теоретическими представлениями о профессиональной удовлетворенности. К примеру, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов [Ядов, Здравомыслов, 2003] предлагают понимать под удовлетворенностью профессиональной деятельностью систему элементов (частных удовлетворенностей), которые по своим свойствам не могут быть сведены к свойствам интегративного конструкта. В качестве примера частных удовлетворенностей авторы приводят удовлетворенность выполняемой работой, удовлетворенность своей профессией как частным видом труда, удовлетворенность условиями, в которых субъект выполняет свою профессиональную деятельность. В.С. Магун [Магун, 1978] в качестве основного показателя предлагает выделять мотивационную природу профессиональной удовлетворенности, которая проявляется в том, соответствуют ли потребность и реальность друг другу. Помимо этого, важным представляется учет того, насколько данная потребность важна для человека. Таким образом, мы можем заключить, что профессиональная удовлетворенность – это конструкт, состоящий из ряда частных удовлетворенностей, совокупность свойств которых не может рассматриваться как свойство собственно профессиональной удовлетворенности. Уровень профессиональной удовлетворенности зависит от того, насколько важные для человека потребности реализованы в действительности. Учет потребностей при описании профессиональной удовлетворенности указывает на необходимость рассмотрения ценностных ориентаций в их связи с профессиональной удовлетворенностью.Ценностные ориентации являются составляющей ценностно-смысловой сферы и отражают иерархию предрасположенностей человека определенным образом воспринимать события, происходящие в жизни, и вести себя определенным образом [Evdokimova, 2016, Korneiko, 2017]. Ценностно-смысловая сфера регулирует жизнедеятельность человека и определяет то, каким образом человек воспринимает события, происходящие в его жизни, реагирует на них. Отличие ценностных ориентаций от личностных смыслов заключается в том, что смыслы отражают субъективную значимость предметов и явлений для человека, то ценностные ориентации направляют личностную активность [Саковская, 2017]. Предположение о взаимосвязи профессиональной удовлетворенности и ценностных ориентаций основывается на теоретическом представлении об исследуемых феноменах: ценностные ориентации являются механизмом регуляции деятельности, в том числе и профессиональной. Ценностные ориентации задействуются при интерпретации различных аспектов профессиональной деятельности и взаимодействия в организации, определяют подход к целям и задачам [Васильева, 2013]. В соответствии с этим мы предполагаем, что ценностные ориентации взаимосвязаны с профессиональной удовлетворенности и за счет изменения ценностных ориентаций возможно повысить уровень профессиональной удовлетворенности. Процедура и методика исследования.Выборка. В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 35 до 45 лет. Стаж работы варьировался от 9 месяцев до 20 лет. Случайным образом респонденты были распределены на экспериментальную и контрольную группы. Дизайн исследования. На первом этапе было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций и профессиональной удовлетворенности. Методиками исследования стали: 1. Опросник «Профессиональная востребованность личности» (Е.В. Харитонова, Я.Б. Ясько) [Харитонова, 2011].2. Опросник «Оценка удовлетворенности работой» (В.А. Розанова) [Собчик, 2017].3. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (И.Г. Сенин) [Сенин, 1991].4. Методика изучения ценностных ориентаций «Уровень соотношения “Ценности” и “Доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) [Фанталова, 2013]. На первом этапе был осуществлен корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) для выявления тех ценностных ориентаций, которые могут способствовать достижению более высокого уровня профессиональной удовлетворенности. Также на данном этапе были выделены экспериментальная и контрольная группы, после чего результаты, полученные в группах респондентов, были сопоставлены при помощи непараметрического критерия анализа значимых различий Манна-Уитни. Результаты, полученные на первом этапе, легли в основу коучинговой программы, целью которой является повышение уровня профессиональной удовлетворенности за счет изменения ценностных ориентаций. Соответственно, разработка и реализация программы в экспериментальной группе составляют второй этап исследования. На третьем этапе проводилась оценка эффективности разработанной коучинговой программы: были сопоставлены результаты групп до и после реализации программы (Т-критерий Вилкоксона), а также было осуществлено сравнение показателей в экспериментальной и контрольной группах после проведения коучинговой программы (непараметрический критерий анализа значимых различий Манна-Уитни). Результаты исследования и их анализ.Результаты констатирующего этапа. На первом этапе было установлено, что равное количество респондентов (по 50%) удовлетворены и не вполне удовлетворены работой, а также для равного количества характерны средний и высокий уровень (по 50%) профессиональной востребованности. При этом, для респондентов наиболее значимыми являются такие терминальные ценности как «собственный престиж», «высокое материальное положение», «развитие себя», «духовное удовольствие», «сохранение собственной индивидуальности», а наименее значимыми – терминальные ценности «креативность», «активные социальные контакты». Расхождения во всех жизненных сферах указывают на отсутствие противоречий между ценностью и доступностью.Далее на основании результатов первичной диагностики профессиональной удовлетворенности и ценностных ориентаций были выявлены те ценностные ориентации, которые могут способствовать и препятствовать достижению профессиональной удовлетворенности. В результате было показано, что отрицательно на профессиональной востребованности и удовлетворенности могут сказываться такие терминальные ценности как «собственный престиж», «высокое материальное положение», «активные социальные контакты», «развитие себя», «духовное удовлетворение», «сохранение собственной индивидуальности», а также значимость таких сфер жизни как «профессиональная жизнь», «обучение и образование», «увлечение».Достижению профессиональной востребованности и удовлетворенности работой могут способствовать ценности физического и психического здоровья, наличия хороших и верных друзей, а также преобладание по данным ценностям значимости над доступностью. В то время как препятствовать профессиональной востребованности и удовлетворенности работой могут ценности любви и познания нового, а также преобладание по данным ценностям значимости над доступностью.Установленные взаимосвязи статистически достоверны при p ? 0,05 и были положены в основу коучинговой программы. Случайным образом респонденты были распределены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Для того, чтобы убедиться в сопоставимости групп, был осуществлен сравнительный анализ при помощи непараметрического критерия анализа значимых различий Манна-Уитни. В результате статистически достоверных различий между выделенными группами установлено не было, что позволяет говорить о том, что результаты контрольного этапа определяются содержанием коучинговой программы, а не психологическими особенностями участников экспериментальной и контрольной групп. Реализация коучинговой программы. Разработанная программа нацелена на повышение уровня профессиональной удовлетворенности за счет изменения ценностных ориентаций. Разработанная программа реализовывалась в течение 5 недель в группах по 10-12 человек. Направлениями работы в рамках проведения программы являются психодиагностика, тренинг, лекция (вебинар), индивидуальная консультация с элементами коучинга. На первой и пятой неделях проводилось психодиагностическое обследование, на второй, третьей и четвертой неделях проводились тренинг (в течение 90 минут), лекция (вебинар) (в течение 45 минут) и индивидуальная консультация с элементами коучинга (в течение 45 минут для каждого участника). В качестве коучинговых технологий использовались «Три круга», «Ценностная матрица решений», «Реестр воплощения ценностей», «Визуализация», «Один день из моего будущего», «Вы и ваше видение» [Бурина, 2017, Козлова, 2020, Уитворт, 2004]. Результаты контрольного этапа. После реализации коучинговой программы работы с ценностными ориентациями для повышения профессиональной удовлетворенности людей среднего возраста были сопоставлены результаты до и после программы в ЭГ и КГ. В КГ статистически достоверных различий при p ? 0,05 в показателях до и после проведения программы установлено не было. В то время как в ЭГ были выявлены статистически достоверные различия. Статистически достоверные результаты представлены в таблицах 1–4. Таблица 1. Результаты сравнения показателей профессиональной востребованности до и после коучинговой программы в экспериментальной группе. /Примечания. Уровень значимости различий: p ? 0,05. УРПП – удовлетворенность реализацией профессионального потенциала, ПК – профессиональная компетентность, СО – самоотношение, ОУПВ – общий уровень профессиональной востребованности. Полученные результаты указывают на то, что после коучинговой программы в ЭГ наблюдались более выраженные показатели отношения к себе как к профессионалу, реализовавшему свой потенциал, отношение к себе как к компетентному профессионалу, позитивное отношение к себе и к интересу близких к профессиональной деятельности, профессиональная востребованность в целом.Таблица 2. Результаты сравнения показателей удовлетворенности работой до и после коучинговой программы в экспериментальной группе. /Примечания. Уровень значимости различий: p ? 0,05.Полученные результаты указывают на то, что после прохождения коучинговой программы участники отметили более выраженную удовлетворенность работой.Таблица 3. Результаты сравнения показателей терминальных ценностей и значимости сфер жизни до и после коучинговой программы в экспериментальной группе. /Примечания. Уровень значимости различий: p ? 0,05.Полученные результаты указывают на то, что после коучинговой программы участники оценивали как менее значимые стремление получить уважение и одобрение, стремление к материальному достатку, заинтересованность в самосовершенствовании, стремление получить внутреннее удовлетворение, стремление сохранить своеобразие и неповторимость своей личности. Помимо этого, как менее значимые оценивались значимость профессиональной деятельности, стремление расширить кругозор, важность увлечения для полноценной жизни. Таблица 4. Результаты сравнения показателей разности между ценностью и доступностью в различных жизненных сферах до и после коучинговой программы в экспериментальной группе. /Примечания. Уровень значимости различий: p ? 0,05.Полученные результаты указывают на то, что после коучинговой программы участники стали более высоко оценивать значимость физического и психического здоровья, а также наличия хороших и верных друзей. Доступность данных ценностей согласуется с той значимостью, которую участники придают данным ценностям.Далее был осуществлен сравнительный анализ по показателям контрольного этапа между экспериментальной и контрольной группами при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни. Статистически достоверные результаты представлены в таблицах 5–7.Таблица 5. Результаты сравнения показателей профессиональной востребованности в экспериментальной и контрольной группах после проведения коучинговой программы. /Примечания. Уровень значимости различий: p ? 0,05. УРПП – удовлетворенность реализацией профессионального потенциала, ППС – принадлежность к профессиональному сообществу, ПК – профессиональная компетентность, ОУПВ – общий уровень профессиональной востребованности.Полученные результаты указывают на то, что после коучинговой программы участники ЭГ более положительно относятся к себе как к профессионалу, реализовавшему свой потенциал, как к представителю профессионального сообщества, как к компетентному профессионалу и в целом более высоко оценивают свою профессиональную востребованность. Таблица 6. Результаты сравнения показателей терминальных ценностей и значимости сфер жизни в экспериментальной и контрольной группах после проведения коучинговой программы. /Примечания. Уровень значимости различий: p ? 0,05.Полученные результаты указывают на то, что в КГ более высоко оценивается значимость стремления к материальному достатку и значимость профессиональной деятельности.Таблица 7. Результаты сравнения показателей разности между ценностью и доступностью в различных жизненных сферах в экспериментальной и контрольной группах после проведения коучинговой программы. /Примечания. Уровень значимости различий: p ? 0,05.Полученные результаты указывают на то, что ценность здоровья и верных друзей более высоко оценивается в ЭГ, в то время как познание нового более высоко оценивается в КГ.Выводы. Обобщая результаты контрольного этапа, мы можем заключить, что в результате проведения коучинговой программы работы с ценностными ориентациями достигаются более высокие показатели профессиональной удовлетворенности. При этом, наибольшую эффективность разработанная программа показала по следующим направлениям:1. Достижение более высокого уровня удовлетворенности реализацией профессионального потенциала.2. Достижение более высокой оценки профессиональной компетентности.3. Достижение более высокого уровня профессиональной востребованности. 4. Снижение значимости высокого материального благополучия и профессиональной жизни.5. Достижение большей значимости физического и психического здоровья.Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанная коучинговая программа работы с ценностными ориентациями позволяет достигать более высокого уровня удовлетворенности реализацией профессионального потенциала, более высокой оценки профессиональной компетентности, более высокого уровня профессиональной востребованности, большей значимости физического и психического здоровья, а также снижать значимость высокого материального благополучия и профессиональной жизни.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жукова М.К. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 394 - 408. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12645 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12645



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.