'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 59

Просмотры  41 просмотров

Васильева К.Ю.

  


НА ГРАНИ МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в работе представлены психологические особенности развития подростка. Симптомы взросления и кризиса, сопровождающиеся тревожными мыслями, сомнениями в себе и вопросами самоопределения. Период, когда подросток переходит из периода детства и начинает примерять на себя роль взрослого.   

Ключевые слова:
подростковый возраст, психологические особенности, самосознание, самоопределение, симптом, взросление   


Под подростковым периодом принято понимать период завершения детства, переход от фазы детства к взрослости. Все внимание подросток направляет на себя. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и детьми поменьше. В итоге приходит к пониманию, что уже не ребенок и начинается относить себя ко взрослым. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность. Психологическим симптомом подросткового возраста является чувство взрослости. Это период полового созревания, физического и психологического становления. Все эти особенности делают подростковый возраст сложным. Вместе с этим приходят изменения: меняется мировоззрение, начинаются поиски себя и все чаще задаются вопросы о смысле, истине. Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет.Кризис подросткового возраста считается одним из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:1. Негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур.2. Кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна),3. Посткритическую фазу, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. [1, с. 20].Вместе с подростковым возрастом приходит период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Часто подростка начинают мучить тревожные мысли сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между хотеть и мочь. В поведении ребенка можно заметить подозрительность, озлобленность, раздражимость. Подросток задумывается не только о настоящей жизни, но и начинает анализировать прошлое и заглядывает в будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он начинает искать ответы вопросы о том: Кто я? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?Главным противоречием подросткового возраста является тот факт, что он хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции: 1. К независимости – дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом. 2. К зависимости от взрослых – взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас [2, с. 5]. По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации.В.В. Ковалев отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение - средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений со взрослыми. 2. Реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко, вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества - важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний. 3. Возникновение интереса к противоположному полу.А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.4. Развитие самосознания. Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С.Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. М.В. Гамезо, говорил: «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка» [3, с. 14].Таким образом можно сказать, что подростковый возраст характеризуется многими изменениями, в том числе психологическим. К нему приходит осознание, что он уже не ребенок, но в социуме еще не воспринимается как взрослый. Отсюда идут противоречия. У подростка появляется потребность выделиться. Он хочет, чтобы понимали и равнялись на его позицию. Вместе с этим ребенок начинает искать, принимать и изучать себя. Именно поэтому подростковый возраст является периодом кризиса. Время, когда идет становление полноценной личности общества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Васильева К.Ю. НА ГРАНИ МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 385 - 389. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12643 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12643



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.