'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 55

Просмотры  43 просмотров

Гукетова С.М.

  


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ *

  


Аннотация:
в статье подчеркивается важность сотрудничества между семьей и педагогами в процессе формирования семейных ценностей в условиях патронатной семьи. Описываются основные идеи современной теории и практики семейного воспитания. Рассматриваются понятия «ценность», «ценностные ориентации», «семейные ценности», «патронат» и выделяются признаки понятия «ценность». Представлены авторские взгляды на семейные ценности. Особое значение в формировании ценностей придается семье, которая является основным носителем культурных образцов, базовым институтом общества и микрофактором социализации. Описываются особенности патронатной семьи и ее роль в воспитании и социализации ребенка. Рассматриваются педагогические условия для установления партнерских отношений между педагогами и патронатными воспитателями. Отмечается необходимость улучшения организационно-методической базы системы патронатного воспитания. Выделяются наиболее эффективные формы и методы формирования семейных ценностей в патронатной семье, а также способы развития ценностного отношения к семье и семейным ценностям. Особое внимание уделяется проектной деятельности, направленной на формирование семейных ценностей. Предлагаются механизмы социального партнерства   

Ключевые слова:
патронатная семья, дети-сироты, ценность, семейные ценности, формирование семейных ценностей, патронат, социальное партнерство, социализация   


Важной задачей является решение проблемы социального партнерства в области воспитания молодого поколения. Это важно и актуально для развития личности и ее социальной адаптации. Согласованность целей и действий, объединение воспитательных возможностей социальных институтов в отношении формирующейся личности имеет огромное значение.Семья медленно приспосабливается к новым социально-экономическим условиям, что приводит к тому, что она не может полностью выполнять свою воспитательную функцию. В результате возникает социальное сиротство. Для предотвращения этой проблемы важную роль играют учреждения, которые оказывают помощь семье и временно размещают детей. Также важно появление патронатных семей, которые создаются при учреждении (детском доме, школе-интернате) и специальных программ подготовки патронатных воспитателейСовместное формирование семейных ценностей в партнерских отношениях зависит от общих целей и стремлений всех участников воспитания, их взаимного обогащения и развития системы ценностей. Педагоги являются партнерами и единомышленниками воспитания. Основой партнерства между родителями и педагогами является общая цель - воспитать свободного, ответственного человека, готового к жизни в обществе и социуме. Существует много исследований о воспитании личности в патронатной семьеНапример, патронатной семье как институту социализации детей-сирот посвящена работа Э.Р. Алексеевой [1], о социальном благополучии приемной семьи пишет А.Н. Смирнова [12]. В работах К.С. Шалгимбекова [16], Н.В. Гибадуллина [3], М.И. Лисиной [9], В.С. Мухиной [10], М.В. Немытиной [11]Изучаются и определяются факторы, влияющие на формирование ценностей в семьях детей-сирот. Подтверждается важность социально-педагогической поддержки детей, находящихся в патронатных семьях, и защиты их прав.Одной из основных задач общества является передача ценностей молодому поколению. Понятие "ценность" является объектом изучения ученых различных дисциплин. В современной науке и практике существуют разные представления о ценностях. Философский словарь определяет ценность как социальное определение объектов окружающего мира, выражающее их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Среди разнообразия определений и видов ценностей, влияющих на индивидуальную и социальную жизнедеятельность, особое внимание уделяется семейным ценностям.Семейные ценности входят в психологическую и педагогическую структуру личности каждого члена семьи. Они представляют собой одобряемый обществом и культивируемый в семье идеал, абстрактный атрибут "должного" в различных сферах жизни. Семейные ценности мотивируют наше поведение и устанавливают приоритеты в наиболее значимых областях жизнедеятельности, таких как интимно-сексуальная, эмоциональная, социальная активность, бытовые хозяйственные дела, отношения с родственниками и друзьями, ролевые нормы, самоопределение и внешняя привлекательность. Формирование таких ценностей начинается в семье.Семья играет важную роль в передаче культурных образцов. Она помогает ребенку овладеть социальными нормами на различных этапах его развития, включая умственное, физическое и эмоциональное. Семья также играет важную роль в социализации личности, определяет исполнение семейных ролей и формирует основы ценностных ориентаций в социальных и межэтнических отношениях, а также общий стиль жизни. Личность, как взрослых, так и детей, является ценностью. Родители должны быть движимы любовью к своим детям. Важным аспектом остается умение играть с ребенком, петь ему колыбельные песни, читать сказки, радоваться и заботиться о нем, относиться к нему как к равному.[13] Для рассмотрения формирования ценностей у детей в патронатной семье необходимо определить, что такое патронатная семья. Патронат - это система социального сопровождения семьи и детей с целью предотвращения социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Она основана на раннем выявлении семейных проблем, реабилитации биологической семьи и обеспечении прав ребенка на воспитание в семейной среде. [2]Институт профессиональных воспитателей временно замещает семью. Патронатные воспитатели, органы опеки и попечительства берут на себя ответственность за защиту прав и законных интересов ребенка. Отношения в патронатной семье строятся на взаимоуважении, взаимопонимании, а основой для сотрудничества является поддержка достижений ребенка и его положительного поведенческого опыта.[13] Важно создать социально-культурную среду, где преобладает диалоговый, субъектно-субъектный стиль отношений. Вхождение в культуру осуществляется через активные условия деятельности воспитанника.[14]Мы поддерживаем учение Э.Р. Алексеевой о том, что усовершенствование организационно-методического фундамента системы патронатного воспитания даст возможность регулировать процесс формирования профессиональных кадров в рамках этой системы и накопления ценных знаний.[1]По моему мнению, наиболее эффективными педагогическими методами являются добрая сказка перед сном, общение, игры, забота о животных и растениях и так далее, работа с опасениями, тревожностью и прочими подобными проблемами. Один из способов развития ценностного отношения к семье - это проектная деятельность. Таким образом, формирование семейных ценностей у детей, находящихся на подопечных, может происходить только при определенных условиях: активном участии всех членов семьи, показе положительного примера взрослых, поощрении правильного поведения, его стимулировании и развитии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гукетова С.М. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 363 - 368. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12639 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12639



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.