'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 49

Просмотры  44 просмотров

Шарафутдинова А.И., Поморцева Н.П.

  


ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЭТАПАМ ОЛИМПИАДЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены задания школьного и муниципального этапов олимпиады по английскому языку, на основе которых предоставляются рекомендации по подготовке и работе с лингвистически одаренными обучающимися средней школы.   

Ключевые слова:
олимпиада по иностранному языку, работа с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиаде   


В современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, гибких, обладающих глубокими познаниями в различных областях, способных принимать быстрые и взвешенные решения, выполнять поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы вовремя рассмотреть и развить способности таких личностей на этапах их становления и формирования, и в данном случае многое зависит и от семьи, и от школы. Поэтому в современном мире существуют многочисленные учебные центры, специализирующиеся на работе с одаренными детьми. Деятельность таких организаций направлена на создание благоприятной учебной среды для реализации потенциала талантливых детей, а также передачи им глубоких знаний по профильным предметам.Согласно статистике, российские выпускники успешнее всего в 2022 сдали экзамены по английскому и русскому языкам. Средний балл по английскому составил 78,3. В Республике Татарстан, например, семь выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов, при этом средний балл ЕГЭ по АЯ в данном регионе составил 80,37 [1]. Эти данные служат свидетельством того, что интерес к языкам с каждым годом возрастает, качество преподавания совершенствуется. Следует отметить, что все больше обучающихся стараются изучать английский не просто на базовом разговорном уровне, сейчас для многих приоритетным стала не подготовка к ЕГЭ, а олимпиады. Число участников с каждым годом растет, высокие проходные баллы по английскому языку (91 балл) также свидетельствуют о том, что с каждым годом становится все больше конкурентно способных обучающихся с хорошим уровнем владения иностранным языком, которым крайне необходима качественная подготовка и компетентные специалисты, способные помочь им подготовиться, что и определяет актуальность проблемы данного исследования.Особенностям работы с одаренными обучающимися, которые по уровню развития способностей намного превосходят своих сверстников, посвящено множество различных трудов и исследований педагогов и психологов как отечественных, так и зарубежных. Прежде всего их отличают такие качества, как наблюдательность, усидчивость, упорство и усердие в интересуемых их областях, излишний перфекционизм, что нередко служит причиной психологических проблем, так как дети слишком болезненно переживают даже небольшие промахи и неудачи [2, с.3]. Такие дети проводят большое количество времени за подготовкой к олимпиадам, изучением нового материала как совместно с преподавателями, так и самостоятельно. При этом иногда некоторые педагоги путают понятия одаренность и самостоятельность. Отличительная черта одаренного и талантливого ребенка является прежде всего его нестандартное решение и ход мыслей, оригинальный подход и решению поставленных задач. Новаторство и выход за рамки требований выполняемой деятельности, позволяют значительно расширить возможности одаренных детей, позволяя им открывать новые приемы и закономерности. Присущая им независимость во взглядах и мнении, базирующееся на познаниях в интересующей их области, позволяет им думать и действовать в соответствии с собственными суждениями, ставить под сомнение мнение и мысли большинства, перепроверять полученные данные, находить подтверждение или опровержение в нескольких источниках. Кроме того, знания одаренного ребенка отличаются повышенной «клейкостью», то есть ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию. Следует принять во внимание, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к определенной предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов [3]. Поэтому педагогу следует учитывать данный факт, так как стремление к независимости учащегося, может быть использована для развития его же способностей. Педагог играет роль наставника в данной ситуации, и, исходя из пожеланий учащегося, и его приоритетная задача - помочь ему работать в нужном направлении.Олимпиада по иностранному языку нацелена не только на проверку владения языком на высоком уровне, развитых коммуникативных, социокультурных компетенций, эрудированности, творческих способностей, а также направлена на стимулирование интереса к изучению культуры и истории стран, изучаемого языка. Олимпиадные задания, отличающиеся повышенным уровнем сложности, составляются специальной региональной предметно-методической комиссией на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня:5-6 классы – уровень сложности по шкале Совета Европы А1- А2,7-8 классы – уровень сложности по шкале Совета Европы А2- В1,9-11 классы – уровень сложности по шкале Совета Европы В1- В2, С1.Задания такого формата довольно сложно выполнить со стандартным запасом школьных знаний, поэтому система подготовки требует много времени и усилий как от педагога, так и от обучающегося. Несмотря на специфические особенности различных уровней олимпиады по английскому языку (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский), каждый из них имеет одинаковую структуру, а именно: задания на проверку аудирования (Listening), чтения (Reading), письма (Writing), говорения (Speaking) и лексико-грамматическую часть (Use of English). Одно из главных особенностей олимпиадных заданий - проблемно-поисковый характер и выявление творческого потенциала, их новизна и новаторство, при этом они также должны быть отличными от заданий формата ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.Всероссийская олимпиада школьников является одной из главных и престижных среди прочих олимпиад, которая также имеет высокий статус и большое значение для обучающихся, предоставляет льготные условия призерам и победителям при поступлении в высшие учебные заведения. Ежегодно на этой олимпиаде, организатором которой выступает Министерство образования и науки РФ и органы образования в регионах, принимает участие огромное количество детей по всей России. По английскому языку впервые ВсОШ была проведена в 1998 и с тех пор стала ежегодным событием. Олимпиада по английскому языку проводится в несколько этапов. По мере повышения уровня, задания также усложняются. В рамках нашего доклада мы рассматриваем 7-8 классы, которые при успешном прохождении школьного этапа проходят на следующий муниципальный, который является для них завершающим. Обучающихся 9-11 классов также проходят сначала школьный этап, затем муниципальный, региональный и заключительный этапы. Одной из задач школьного этапа, по мнению Л.А. Городецкой, является повышение желания и мотивации к выбранному предмету, на котором учащиеся концентрируют особое внимание, а уже на всех последующих этап у обучающихся наблюдается заметная конкуренция друг с другом и стремление дойти до финала, и во многих случаях внешняя мотивация на этих этапах превращается уже во внутреннюю. Таким образом, олимпиады в таком случае выступают некой гимнастикой для ума, проверкой на выносливость, стрессоустойчивость, смекалки и креативности, и других психологических и когнитивных качеств помимо владения иностранным языком.При изучении текстов олимпиадных заданий нами было отмечено, что они представляют собой именно связные тексты, а не отдельные предложения. Также они являются аутентичными, содержащие современную информацию, «тематически и социокультурно адекватные», без использования нецензурных слов и выражений. Тематика текстов уделяется также большое внимание, они, как правило, связаны с такими сферами, как образование, технологии и жизнь в современном обществе, выбор будущей профессии. Имеется множество текстов, содержащих социокультурную информацию страны родного языка и изучаемого, также могут использоваться тематика соответствующего года и знаменательных даты в России и мире. «Языковая сложность текстов должна соответствовать выбранному уровню сложности, а интеллектуальная сложность предложенных для решения экстралингвистических задач – возрасту участников олимпиады» [4, с. 9]. Если для старших классов в большинстве своем используются неадаптированные тексты, то для 7-8 классов, чтобы снизить высокий уровень сложности аутентичных текстов и их объем, возможно также использование и адаптаций. Несмотря на четкую структуру, каждый год задания всегда разные, так как нет строгих правил, регламентирующих их содержание. Для составителей этих заданий такая новизна и нестандартность помогает проявить свои творческие способности, а для обучающихся представляет одновременно и сложность, и интерес попробовать себя и свои силы и проверить свои знания как лингвистики, так и лингвострановедения и межкультурной коммуникации. Однако несмотря на свою оригинальность и новизну, задания также быть в первую очередь корректно и четко сформулированы, чтобы обучающиеся поняли, что именно от них ожидают экзаменаторы и что будет учитываться и засчитываться при проверке. Необходимо, чтобы задания имели четкую конкретную коммуникативную задачу, были изложены в простой, понятной и доступной форме.Также немаловажно, что при составлении задании учитывалось и время на их выполнение. Так, согласно регламенту, общая продолжительность олимпиады для обучающихся 7-8 классов и на школьном, и на муниципальном этапах одинакова и составляет от 60 до 90 минут, для обучающихся 9-11 классов – от 90 до 120 минут, также допускается и увеличение времени до 180 минут из-за сложности заданий. Ежегодно центральная методологическая комиссия составляет задания для олимпиады по английскому языку, и как уже было сказано ранее, каждый год задания содержание заданий разное, при этом все это время они следуют уже устоявшимся определенным научно-методическим принципам при составлении и разработки заданий, к которым прежде всего относят:объективное измерение у участников олимпиады языковых компетенций, аутентичность языкового материала, используемого в заданиях олимпиады, а также познавательный характер текстов (как правило, принадлежащие к научно-популярному жанру или публицистическому), соответствующие возрастной группе и носящие при этом метапредметный и межпредметный характер,коммуникативный характер заданий, оценивание владения всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо и лексико-грамматическая часть), использование уровневого подхода во время оценивания компетенций согласно Европейской шкале и жесткое и четкое соблюдение критериев при оценивании устных и письменных работ. [Городецкая]Следует отметить, что олимпиадные задания школьного и муниципального этапов разрабатываются комиссией под руководством местных органов образования, поэтому в каждой области они свои. Местная комиссия в свою очередь получает от ЦПМК инструкции, рекомендации и примеры заданий, которые, однако, не имеет права копировать и использовать, так как они находятся в общем открытом доступе. Как уже было сказано ранее, в школьном и муниципальном этапах могут принять участие обучающиеся с 5 по 11 классы, тогда как на последующих этапах соревнуются только старшие классы, а именно с 9 по 11, задания для которых готовит непосредственно Центральная методическая комиссия, при этом конфиденциальность содержания заданий остается вплоть до начала самой олимпиады.В рамках нашего доклада работы нами были рассмотрены и изучены задания школьного и муниципального этапов олимпиады по английскому языку для обучающихся средней школы 7 и 8 классов, здесь следует отметить особенности данных этапов. Итак, школьный этап отличает от остальных массовость, так как любой желающий школьник 5-11 классов может принять участие, однако именно из-за большого количества участников на данном этапе не предусмотрена устная часть, на муниципальном этапе количество участников меньше, однако массовость все равно присутствует, поэтому к устной части допускаются учащиеся с седьмого класса и выше, ранние сроки проведения, которые не позволяют, строго говоря, относить участников к седьмому или восьмому классу, ведь они только приступили к учебе, следовательно, и уровень А2 – В1 согласно Европейской шкале Европы по владению ИЯ не вполне соответствует реальным знаниям школьников. Однако следует отметить, что олимпиада – это не срез знаний и не контрольная работа, которые проверяет абсолютно у всех и каждого в обязательном порядке уровень сформированности тех или иных знаний, умений и навыков, олимпиада – это творческий конкурс для одаренных и мотивированных учащихся, которые уделяют выбранному предмету и почти ежедневной подготовке большое количество времени и усилий в рамках и за рамками учебного процесса.При подготовке рекомендуем сочетать задания разного уровня сложности, т.е. сочетать более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание, чтобы поддерживать мотивацию обучающихся. Мы также рекомендуем использовать материалы таких международных экзаменов, как IELTS и TOEFL со старшими классами, PET и FCE со средними классами. Входе просмотра и разбора заданий нами было отмечено сходство олимпиадных заданий и международных академических экзаменов, поэтому мы считаем целесообразным использовать на занятиях и такие материалы в том числе.Рекомендует при подготовке к заданиям модуля «Аудирование» обращать внимание на развитие компенсаторных навыков, которые помогают понимать синонимы и перифраз, расширять ассоциативные ряды, опираться не на отдельные слова, а на смысл всего высказывания, учиться выделять ключевые слова и фразы в аудиотекстах. Необходимо также развивать общекультурный кругозор и применять межпредметные знания, так как в текстах часто используются сведения из самых разных предметных областей. Лучшему выполнению заданий будет способствовать регулярное прослушивание аудиотекстов разных жанров с последующим детальным разбором этих заданий, приучать обучающихся быть готовыми отвечать после первого прослушивания, так как в международных экзаменах и в реальной жизни всегда дается только одна попытка.Одной из важных задач олимпиад – это формирование и развитие креативного мышления у обучающихся, и с этой задачей хорошо справляются задания по работе с текстами, которые одновременно помогают оценить, насколько хорошо участник олимпиады владеет лексикой, понимает содержание, может интерпретировать тексты, создавать на их основе свои собственные в устной и письменной формах. Модуль «Чтение» предполагает чтение текста, а с 2023 года еще и прослушивание схожих по тематике текстов, выполнение заданий на общее и детальное понимание информации, при этом участники должны не только полностью понимать содержание, а также уметь интерпретировать, рассуждать, выстраивать логические цепочки на основе прочитанного. Интегрированное чтение с аудированием является нововведением в олимпиаде, которое одновременно проверяет владение сразу несколькими навыками.Письменная часть олимпиады по английскому языку является обязательной и оценивается в двадцать баллов. Несмотря на свою сложность, важность и значимость, письменное задание выполняется в последнюю очередь в первый день проведения олимпиады после аудирования и лексико-грамматической части, поэтому обучающиеся пишут этот модуль на фоне довольно сильной усталости, что иногда может сильно сказываться на качестве их работы. Однако это не единственная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся. Наибольшую трудность при подготовке данный модуль представляет непредсказуемостью своего формата. Следует отметить, что в отечественной педагогике уделяется большое значение и внимание развитию продуктивных навыков у обучающихся как на уровне ОГЭ/ЕГЭ, так и на олимпиадах по английскому языку. Однако в отличие от заданий из письменной части ОГЭ/ЕГЭ и международных языковых экзаменов, где участники точно знают формат, структуру, особенности, модуль «письмо» на олимпиадах представляет собой интригу вплоть до дня проведения самой ВСОШ. Центральная предметно-методическая комиссия ежегодно меняет жанр и формат письменной части данного модуля, так что неверное понимание коммуникативной задачи обучающимся, несмотря на использованные в работе лексики и грамматики высокого уровня сложности, может привести к обнулению баллов за эту часть, что значительно осложняет подготовку. Однако именно благодаря такому широкому разнообразию, обучающиеся знакомятся с особенностями различных жанров, тренируются и проверяют свои знания и возможности, проявляя свою индивидуальность в рамках определенного формата заданий. Во время подготовки и проверки многие тренеры и учителя отмечают, что обучающиеся стремятся передать в своих творческих работах общеизвестны прописные истины, а не свои оригинальные идеи, поэтому на этапе подготовки надо плотно заниматься формированием нестандартного олимпийского мышления, поощрять интерес своих учеников к предмету и помогать им накапливать опыт участия в творческих конкурсах. Еще одну типичную ошибку можно заметить, а именно обучающиеся невнимательно читают предложенное задания и упускают из внимания важные пункты, в результате, от части из-за нехватки жизненного опыта для рассуждения на эту тему, от части из-за незнания формата и правил написания работы в том или ином жанре или формате, письменная работа превращается в обычное сочинение, которое при проверке не проходит по критериям у проверяющих. Чтобы творческие работы были интересны и конкурентоспособны, рекомендуем предлагать своим ученикам разные темы для устного обсуждения, а затем их письменного изложения, учить не только формулировать свою точку зрения, но и аргументировать и приводить доказательные примеры, работать в индивидуально, в парах и группах. Следует отметить, чтобы предотвратить потерю баллов, необходимо не только расширять словарный запас, учить идиоматические выражения и использование прилагательных, глаголов и прилагательных с предлогами, но уделять внимание правописанию, так как олимпиада проходит в письменном виде.Олимпиадное движение на сегодняшний день активно развивается, появляется все больше курсов и площадок, которые ориентированы на работу с одаренной молодежью. Подготовка к олимпиадам является средством формирования у обучающихся навыков, знаний и умений, способствующие их личностному и профессиональному росту, развитию и самоопределению, средством поддержки, стимуляции и мотивации обучения одаренных детей. Олимпиада, с одной стороны, направлена на раскрытие потенциала одаренности подрастающего поколения, поддерживает интерес и мотивацию обучающихся, с другой – также повышает уровень преподавания и мастерства учителей и тренеров олимпиадных сборных, является мощным фактором сплочения и развития педагогического сообщества, средством выработки высоких стандартов и эталонов педагогической деятельности. Таким образом, развитие олимпиадного движения и предметные олимпиады в целом служат мощным катализатором развития способностей обучающихся, а также компетенций преподавателей, что способствует совершенствованию всего образовательного процесса в целом.Основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к изучению иностранного языка, создание благоприятных условий для развития способностей одаренных детей, знакомство с лингвистическими и социокультурными особенностями стран изучаемого языка, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов языка, историей и культурой иноязычных стран. Олимпиадные задания носят проблемно-поисковый характер и позволяют выявлять творческий потенциал участника. Для выполнения заданий необходимо развивать умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач. Чаще всего затруднения у участников вызывает неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения. В процессе подготовки к любым олимпиадам необходимо исходить, прежде всего, от индивидуальности ребенка, создавая благоприятные условия для усвоения информации и развития потенциала ребёнка, а для этого необходимо: выработать у обучающихся позитивную мотивационную стратегию, научить ребенка формированию целей и осознанию путей их реализации, научить выделять задачи и средства, помочь ребенку найти его слабые и сильные стороны, научить правильно и рационально организовывать свое время. Только после того, как ребенок будет готов психологически приступить к работе можно налаживать процесс подготовки к участию в олимпиадах.В процессе подготовки к любым олимпиадам необходимо исходить, прежде всего, от индивидуальности ребенка, создавая благоприятные условия для усвоения информации и развития потенциала ребёнка, а для этого необходимо: выработать у обучающихся позитивную мотивационную стратегию, научить ребенка формированию целей и осознанию путей их реализации, научить выделять задачи и средства, помочь ребенку найти его слабые и сильные стороны, научить правильно и рационально организовывать свое время. Только после того, как ребенок будет готов психологически приступить к работе можно налаживать процесс подготовки к участию в олимпиадах. Прежде чем приступить к непосредственной подготовке обучающегося, педагогу необходимо четко представлять, в каком направлении нужно работать, какие методики подойду конкретно к каждому ребенку. Необходимо ознакомиться с олимпиадами последних лет, обратить внимание на тематику и построение задач. Следует помнить, что для достижения определенного результата каждому отдельному обучающемуся необходимо разное количество времени и пути его достижения, и что олимпиада в отличие от контрольных работ и тестов не проверяет знания школьной программы, задания на олимпиадах носят повышенный уровень сложности. Поэтому олимпиада – это испытание и стресс, поэтому всегда нужно не забывать подбадривать и поддерживать детей, проводить профилактические беседы с родителями, чтобы уменьшить излишнее давление, чтобы обучающиеся воспринимали участие во Всероссийской олимпиаде как шанс проверить себя, свои способности, в случае победы — возможность поступить в один из ведущих вузов страны без экзаменов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шарафутдинова А.И., Поморцева Н.П. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЭТАПАМ ОЛИМПИАДЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 305 - 317. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12633 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12633



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.