'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 48

Просмотры  56 просмотров

Соколова С.Г., Теличева Ю.С.

  


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТЕХНОЛОГИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие «мелкая моторика», важность мелкой моторики, ее связь с развитием когнитивных функций. Раскрывается суть базовых теорий, которые влияют на развитие мелкой моторики. Показывается возможность уроков изобразительного искусства и технологии для развития мелкой моторики. Выявляются педагогические условия развития мелкой моторики у младших школьников на уроках изо и технологии.   

Ключевые слова:
мелкая моторика, уроки изобразительного искусства, уроки технологии, младшие школьники, развитие   


Проблемой развития мелкой моторики интересовались еще А.А. Сеченов, В.П. Павлов, В.П. Бехтерева и другие. Их исследования показали исключительную роль движения двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. Мелкая моторика – это способность детей и взрослых контролировать и координировать движения малых мышц, таких как движения пальцев, рук, запястья и глаз. Эта навык играет важную роль в повседневной жизни, включая письмо, рисование, игры с конструкторами, раскрашивание и множество других деятельностей. Развитие мелкой моторики у детей играет особую роль, так как оно напрямую влияет на их навыки в школе и за пределами нее.Путем правильных упражнений и игр родители и педагоги могут помочь детям развить свои мелкомоторные навыки, способствуя их обучению и успеху в будущем. Развитие мелкой моторики учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства и технологии базируется на научно-теоретических основах, связанных с развитием психомоторных навыков и когнитивных процессов.Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев. В целом, под “моторикой” подразумевается вся сфера двигательных функций в организме человека [5, 97]. Развитие моторики является одним из необходимых условий для освоения ребенком большинства видов бытовой и творческой деятельности. Еще В.А. Сухомлинский писал “Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движение, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…” [6, 76].По мнению Грэйса Крайга «мелкая моторика представляет собой умение использовать возможности рук и пальцев» [3, 326].Сформированность навыков мелкой моторики имеет большое значение для общего психического и физического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяется успешность освоения изобразительны, трудовых, музыкально-исполнительских конструктивных умений, развития навыков письма и овладения родным языком. Одним из показателей школьной зрелости ребенка является развитие мелкой моторики рук. У имеющего высокий уровень развития мелкой моторики ребенка достаточно развита память, внимание, мышление и связная речь.В свою очередь недостаточно развитая мелкая моторика, внимание, восприятие может вызвать негативное отношение ребенка к учебе, снижению мотивации, повышению уровня тревожности, нарушение общения, что в свою очередь приведет к школьной дезадаптации [1, 274]. Исследования ведущих педагогов и психологов говорит о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаОдна из базовых теорий, которая влияет на развитие мелкой моторики, – это теория Жана Пиаже о стадиях психического развития детей. Согласно этой теории, у детей младшего возраста наблюдается переход от предметных действий к операциям и символическому мышлению. Развитие мелкой моторики связано с этим переходом и требует соответствующих упражнений и практики.Другая теория, которая может быть важной при работе с мелкой моторикой на уроках изобразительного искусства и технологии, – это теория развития Выготского. Он сформулировал понятие “зоны актуального развития” – это сфера задач и навыков, с которыми ребенок может успешно справиться самостоятельно, без посторонней помощи или поддержки. «Зона ближайшего развития» – зоны потенциального развития ребенка, в которой он способен выполнять задачи с поддержкой взрослого [2, 264]. Применение этой теории подразумевает, что обучение должно быть структурированным и предлагать задания, позволяющие детям преодолевать свои текущие возможности и развиваться.Важным аспектом развития мелкой моторики является также понимание двигательного контроля и координации. Для этого применяются различные упражнения, направленные на развитие точности движений рук и пальцев, включая рисование, лепку, вырезание и конструирование. В процессе выполнения этих заданий дети могут развивать моторные навыки, визуально-пространственные способности и креативное мышление.Таким образом, проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как именно мелкая моторика способствует развитию сенсомоторики – гибкости, согласованности в работе рук и глаз, точности в выполнении задач, совершенствованию координации и коррекции мелкой моторики пальцев рук. Уроки изобразительного искусства и технологии предоставляют непревзойденные возможности для развития мелкой моторики у учащихся. Эти уроки требуют точности, координации и мелких движений рук и пальцев, что способствует улучшению и развитию навыков мелкой моторики у детей.Одна из основных активностей на уроках изобразительного искусства, которая развивает мелкую моторику, – это рисование. Рисование с использованием различных инструментов, таких как карандаши, маркеры или кисти для живописи, требует точных движений рук и пальцев, управляемых мелкими мышцами. Рисование помогает укрепить и улучшить моторный контроль, а также развить навыки координации глаз и руки.Лепка и моделирование также отлично развивают мелкую моторику. Работа с пластилином или глиной требует точных движений пальцев и рук для создания форм и текстур. Это помогает детям улучшить и развить моторные навыки, такие как сжимание, скатывание, лепка и раскатывание.Кроме того, на уроках изобразительного искусства и технологии дети могут заниматься различными рукоделием, вырезанием, складыванием бумаги, шитьем, созданием композиций из натуральных материалов и многими другими активностями. Все эти задания требуют точности и мелких движений пальцев и рук, что способствует развитию мелкой моторики учащихся.Уроки изобразительного искусства и технологии являются ценным инструментом для развития мелкой моторики учащихся. Они предоставляют различные возможности для работы с разными материалами и инструментами, которые требуют точных движений пальцев и рук и способствуют развитию моторных навыков и координации.Для эффективного развития мелкой моторики у детей важно создать определенные педагогические условия [4, 32]. Вот некоторые из них:1. Постепенность и последовательность: Постепенность и последовательность в проведении занятий помогут детям постепенно развивать свои навыки мелкой моторики. Начинайте с простых заданий, постепенно усложняя их с течением времени.2. Использование разнообразных материалов: для развития мелкой моторики рекомендуется использовать разнообразные материалы, такие как карандаши, краски, пластилин, иглы и нитки и т.д. Разнообразие материалов предоставляет детям возможность использовать разные движения и развивать различные навыки.3. Пространственная организация рабочего места: Обеспечьте комфортное и безопасное рабочее пространство для детей. Убедитесь, что столы и стулья соответствуют их росту и позволяют им свободно двигаться. Разместите материалы и инструменты таким образом, чтобы дети легко могли получить к ним доступ.4. Игровой подход: используйте игровой подход во время занятий, чтобы дети получали удовольствие от процесса и мотивировались к сотрудничеству. Разработайте разнообразные игры, задачи и задания, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, такие как складывание пазлов, запускание веревочных игрушек и др.5. Содействие самостоятельности: стимулируйте самостоятельность у детей, позволяя им выбирать материалы и методы работы. Дайте им возможность экспериментировать и выражать свою индивидуальность через свое творчество.6. Индивидуальный подход: учитывайте возрастные и индивидуальные особенности детей. Некоторым детям может потребоваться больше времени и поддержки для развития мелкой моторики. Подбирайте задания, которые соответствуют их способностям и интересам.7. Поощрение и похвала: похвала и поощрение усилия детей на каждом этапе развития их мелкой моторики. Одобрение и похвала помогают детям почувствовать свою значимость и мотивируют их к дальнейшему развитию.Следует убедится, что предоставлена подходящая среда и условия для развития мелкой моторики, а также разнообразные возможности для практики и экспериментирования. Это поможет детям развивать навыки и достигать лучших результатов.Таким образом, развитие мелкой моторики учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии является важной задачей, которая имеет ряд преимуществ и пользы для детей. Разнообразные активности, такие как рисование, лепка, вырезание и другие, требуют точных движений пальцев и рук, что способствует развитию моторных навыков и координации.Проведение уроков изобразительного искусства и технологии дает возможность детям экспериментировать с различными материалами и инструментами, развивая у них точность движений и моторный контроль. Также это способствует развитию креативного мышления и визуально-пространственных способностей учащихся.Преподаватели могут создавать поддерживающую среду, в которой учащиеся могут свободно и без стресса развивать свои навыки мелкой моторики. Это может включать разнообразные задания и активности, организацию групповой работы и индивидуального развития.Развитие мелкой моторики на уроках изобразительного искусства и технологии не только помогает улучшить моторные навыки, но и способствует развитию саморегуляции, терпения и уверенности в собственных возможностях учащихся.В итоге, уроки изобразительного искусства и технологии являются эффективным средством развития мелкой моторики учащихся, предоставляя ребятам возможность не только творчества, но и улучшения мелкой моторики для достижения оптимальных результатов в образовании и развитии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Соколова С.Г., Теличева Ю.С. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТЕХНОЛОГИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 297 - 304. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12632 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12632



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.