'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 44

Просмотры  24 просмотров

Карповская А.А.

  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА *

  


Аннотация:
в статье исследуется влияние изобразительного искусства на развитие творческих способностей младших школьников. Основное внимание уделяется анализу ключевых методик и техник в области обучения изобразительному искусству, которые способствуют стимуляции креативности и эмоционального развития учащихся начальных классов.   

Ключевые слова:
творческие способности, младшие школьники, изобразительное искусство, эмоциональное развитие   


Творческий процесс занимает значимое место в образовательной деятельности, выполняя несколько функций: он является как целью в контексте развития личности ученика, так и результатом, который зависит от специфики организации учебного процесса, а также служит инструментом для усиления эффективности обучения. Начальные занятия по рисованию оказывают положительное воздействие на психологические и когнитивные процессы у детей, обогащая их внутренний мир, способствуя самопознанию и развитию навыков творчества и импровизации. [1, с.100].Активное включение учеников начальных классов в творческую деятельность и культивирование их творческого потенциала способствует раскрытию их эмоциональных и психологических особенностей, формированию эстетических предпочтений и обогащению внутреннего мира. Дети, которым предоставляется возможность проявлять свои творческие способности с ранних лет, сохраняют свою креативность на протяжении всей жизни, что является ценным качеством в современном обществе. Развитие творчества у детей является важной составляющей их личностного роста и культурно-нравственного развития.В современной психолого-педагогической науке различные аспекты проблемы креативности, как творческой способности и качественной характеристики личности, рассматривали многие зарубежные и отечественные исследователи и педагоги: С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл (принцип творческой самодеятельности, активности самого человека) [2].Культивирование творческих навыков у учащихся младших классов является важной задачей современной образовательной системы. В эру научно-технического прогресса творческие качества детей выражаются через нестандартные подходы к привычным действиям, гибкость и подвижность мышления, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и творчески решать возникающие проблемы. С целью развития творческих способностей необходимо создавать условия для их формирования, включая применение современных аудиовизуальных и информационных технологий в процессе изобразительной деятельности.Роль педагога в процессе вовлечения учащихся младших классов в изобразительное искусство критически важна. А.Н. Лук подчеркивал, что творческий потенциал учителя напрямую влияет на успехи одаренных учеников. В то же время, если учитель не сфокусирован на развитии творчества, это ограничивает возможности учащихся, приводя к преобладанию репродуктивных знаний. Учитель, не расположенный к творчеству, может не распознать творческий потенциал ученика, воспринимая оригинальность мышления как недостаток знаний или недостаточное прилежание при выполнении рутинных заданий как лень и непослушание [3].Творчески мыслящий учитель, способный находить инновационные решения и передавать эти навыки своим ученикам, играет ключевую роль в качестве и результативности их образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности.Творческий процесс у учащихся начальной школы тесно связан с активизацией воображения, познавательной активности и практическими умениями. Свобода творческого самовыражения школьника зависит не только от его способности формировать образные представления и стремления воплотить их в рисунке, но также от владения различными средствами художественного изображения. Процесс освоения учащимися разнообразных способов изображения и технических приемов является важной составляющей их творческого развития. Эффективность развития детского изобразительного творчества зависит от множества факторов, ключевым из которых является целенаправленное образовательное влияние педагога, систематическое развитие восприятия и представлений, на основе которых формируется воображение, а также обучение изобразительным навыкам [2].Изобразительное искусство в рамках образовательной системы выходит за рамки исключительно практической направленности. Всестороннее развитие личности учащихся происходит через их взаимодействие с природой, окружающими предметами, произведениями искусства, а также через знакомство с историей искусства, его видами, жанрами, стилями, направлениями, течениями, жизнью и творческим наследием великих художников, историями создания шедевров. Познание методов изображения мира и выражения своего отношения к нему способствует развитию в детях таких качеств, как усидчивость, наблюдательность, внимательность, эмоциональная и эстетическая чуткость.В рамках исследования особое внимание следует уделить комплексному анализу методик и техник в области обучения изобразительному искусству, направленных на стимуляцию креативности и эмоционального развития учащихся начальных классов. Эти методики и техники охватывают широкий спектр подходов и приемов, предназначенных для активизации творческого потенциала у детей [4, с.25].Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства включает в себя освоение цветовосприятия, которое осуществляется с помощью различных методов и приемов:Одной из ключевых методик является использование игровых форм обучения, которые способствуют развитию креативного мышления в процессе творческой деятельности. Игровые элементы в изобразительном искусстве позволяют детям экспериментировать с различными материалами и техниками, включая рисование, живопись и лепку, тем самым стимулируя их воображение и творческую активность.Важное место занимает применение разнообразных визуальных техник, таких как коллаж, монотипия, графика и живопись, которые помогают детям развивать навыки визуального восприятия и композиционного построения изображения. Эти техники позволяют учащимся выражать свои идеи и эмоции, формируя при этом их эстетический вкус и представления о красоте.Также важно использование метода проектной деятельности, который включает в себя планирование, разработку и реализацию творческих проектов. Данный подход способствует развитию у детей организационных навыков, способности к самостоятельному принятию решений и реализации собственных идей.Практические методы: включают в себя проведение опытов и практическую работу детей. Эти методы позволяют ученикам непосредственно применять полученные знания и навыки в реальной практике, экспериментируя с цветами и создавая собственные художественные работы.Кроме того, методика обучения изобразительному искусству должна включать элементы рефлексии и самоанализа. Размышления о собственных работах и процессе их создания помогают детям осмысливать свои творческие достижения, развивать критическое мышление и самооценку.В целом, данные методики и техники обучения изобразительному искусству способствуют гармоничному развитию личности учащегося, стимулируя его творческие способности и эмоциональное восприятие мира.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Карповская А.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 281 - 285. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12628 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12628



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.