'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  32 просмотров

Пирогова В.В.

  


ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЕМЕЙНУЮ ПОЛИТИКУ *

  


Аннотация:
статья посвящена основным вызовам и угрозам устойчивого и эффективного развития института семьи в России на современном этапе – во времена затруднительного социально-экономического положения в стране. В заключении статьи определены новые ориентиры развития государственной семейной политики после 2025 г.   

Ключевые слова:
семья, семейная политика, социально-экономическое положение   


В связи с тяжелой обстановкой в мире и в России, в частности, а также в связи с большими потерями среди мужского населения России, государство особое внимание обратило на семейную политику. Так, нынешний 2024 год ознаменован годом семьи.Важность обеспечения устойчивого развития и крепости института семьи объективна: без него невозможно построение социума и проведение конструктивной государственной политики социально-экономического развития страны. Если интересы граждан не будут реализовываться оптимистичным сценарием, то у них не будет достаточной мотивации участвовать в воплощении в практику той или иной стратегии семейного поведения. Незаинтересованность людей в реализации стратегии государственной семейной политики во многих случаях приводит к ее медленной реализации, а возможно даже и к игнорированию.Исходя из этого, целесообразно заблаговременно находить наиболее подходящие стратегически ориентированные социальные меры поддержки граждан. При стратегической мотивации, направленной на долгосрочную перспективу, важно, чтобы будущее вознаграждение превосходило настоящее [2]. Семья является фундаментальным образованием, генерирующим как экономический, так и ценностно-культурный вклад в национальное богатство России, делая страну не только развитой с точки зрения материальных благ, но и обеспечивая ее демографическую безопасность и состоятельность как нации.Современный этап развития Российской Федерации испытывает множественные вызовы и угрозы со стороны внешней среды, одной из которых является планомерная и систематическая работа коллективного Запада по девальвации и деградации института семьи, представляя его неким «пережитком прошлого», идущего вразрез с новейшими трендами развития мировой экономики, культуры и общества, что коренным образом является неверным и более того опасным при воздействии на умы и ценностные ориентиры граждан, особенно – российскую молодежь [1]. Государство достаточно четко представляет истинные масштабы и границы такой диверсионной деятельности в отношении института семьи и старается максимально быстро, проактивно реагировать на возрастающие информационные и культурные угрозы путем реализации гармоничной и взвешенной семейной политики, построенной на традиционных ценностях и ориентированной на духовное и культурное самосовершенствование индивида и общества в целом. В настоящее время государственная семейная политика в России реализуется в соответствии с положениями Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ № 1618-р от 25.08.2014), важнейшими ориентирами которой выступают: всесторонняя (материальная, социальная, культурная) поддержка, укрепление и защита института семьи и ценностей семейной жизни; создание комфортных условий для демографического и качественного роста и развития института семьи; обеспечение реализации и защиты прав членов семьи в процессе ее общественного развития [3]. Для России в XXI веке, как и для большинства развитых стран мира актуальными угрозами стало снижение рождаемости, рост числа распадающихся браков, популяризация стиля жизни «child-free», что ввиду приобретенных масштабов становится стратегическим вызовом для государства, чье преодоление возможно только при комплексном использовании экономических, социально-бытовых и культурных стимулов [2].В связи с довольно непростой социально-экономической ситуацией на современном этапе, государство совершенствует семейную политику, редактируя ее. Хотелось бы отметить основные направления новой семейной политики:- преодоление стереотипов о гендерных ролях мужчин и женщин и манипулирование этим фактом при выстраивании внутрисемейных отношений. В новую редакцию государственной политики, начиная с 2025 года, планируется включить идею о гендерном равноправии полов и недопущении дискриминации одного из партнеров. Современные социально-экономические реалии должны способствовать самореализации обоих партнеров. - создание механизма преодоления феномена «кибервдов» и сужение семьи до уровня нуклеарной (только родители и их дети). Обратной стороной цифровой экономики является бесшовная интеграция виртуального мира в процессы коммуникации индивидов, что приводит к их «выключению» из реального общения. В сложившихся условиях необходимо включение в стратегию положения об оказании консультативной и психологической помощи игроманам, а также развитие практики ограничений родительских прав и общественного порицания таких индивидов, в т.ч. путем ограничения доступа к сфере ИКТ, блокирования аккаунтов и подписок по заявительному принципу со стороны супруги (детей). - развитие шведской модели отцовства и ее популяризация в семейной среде. В условиях стремления к гендерному равенству, необходимо усилить роль отца в воспитании ребенка через внесение соответствующих поправок в трудовое законодательство и в механизм социальных гарантий и обеспечения, а также развитие т.н. папа-школ, которые будут способствовать трансформации образа мужчины не только как добытчика, но и как полноценного звена воспитательного процесса. - развитие механизма социального казначейства для повышения эффективности адресных выплат и пособий. Формирование новой редакции семейной политики должно учитывать достижения цифровой экономики в части создания бесшовной информационной среды и обеспечения проактивного взаимодействия семей и государственных органов, например, территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по поводу назначения материнского (семейного) капитала.- развитие практик инклюзивного бизнеса и социального предпринимательства. Важным фактором семейного благополучия является уверенность ее партнеров в наличии работы и перспектив карьерного роста. С учетом роста популярности женского бизнеса, в новую версию политики рекомендуется включить развитие института инклюзивного бизнеса (найм сотрудников с особенностями психофизического развития) и социального предпринимательства, в т.ч. гендерно-нейтрального или исключительно женского, что позволит сформировать эффективный механизм адаптации и социализации женщин, проходящих фазу кризиса брака или пострадавших от насилия в семье.Подытоживая все вышеизложенное, следует отметить, что обеспечение демографического благополучия России и конструктивного развития института семьи невозможно без внесения существенных поправок в государственную семейную политику с учетом новейших вызовов и угроз третьего десятилетия XXI века.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Пирогова В.В. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЕМЕЙНУЮ ПОЛИТИКУ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 199 - 203. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12616 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12616



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.