'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 29

Просмотры  41 просмотров

Монгуш Ч.Х.

  


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена некоторым проблемам правового регулирования судебно-экспертной деятельности, сравнению норм действующего закона, модельных законов и правовых актов некоторых государств - членов СНГ. Обосновывается необходимость принятия федеральных законов о судебно-экспертной деятельности и об экспертизе и экспертной деятельности.   

Ключевые слова:
специальные знания, экспертная деятельность, эксперт, судебная экспертиза, закон, модельный закон, аккредитация, лицензия, судопроизводство   


В соответствии со ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу. А в соответствии со ст. 83 Судебные эксперты и другие специалисты с особыми знаниями, в соответствии с федеральным законом, проводят экспертизу в сельском хозяйственном комплексе Российской Федерации. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «Государственная судебно-экспертная деятельность - это сфера, связанная с проведением экспертизы в рамках государственных органов в Российской Федерации» юридического исследования с целью получения экспертного заключения по определенным вопросам, связанным с делом, рассматриваемым в суде. Судебная экспертиза является важной составляющей судебного процесса и выполняется независимыми и компетентными экспертами, назначенными судом. Она предназначена для установления фактов, оценки их значимости и приходит в помощь суду при принятии решения. проведение научных исследований и вынесение экспертного мнения по вопросам, требующим глубоких знаний в области науки, техники, искусства или ремесел. Статьей 41 Закона В соответствии с положениями 73-ФЗ возможно проведение судебной экспертизы лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Такое проведение экспертизы может осуществляться вне государственных судебно-экспертных учреждений в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации. Судебно-экспертная деятельность этих индивидуумов подпадает под применение ст. 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, ч. 2 ст. 18, ст. 24 и 25 этого Федерального закона на территории других государств. ст. 13существует значительная проблема в действующем законодательстве о судебно-экспертной деятельности, связанная с отсутствием установленных государством критериев профессионализма и квалификации для негосударственных судебных экспертов. Это приводит к неопределенности и недостатку требований, которые должны быть предъявлены к экспертам. Случае их назначения и осуществления их профессиональной деятельности будет разработана, это позволит обеспечить более эффективную работу таких экспертов и повысит доверие к их результатам. Согласно 73-го федерального закона возможно создание и функционирование негосударственных судебно-экспертных учреждений в данном контексте. В законе отмечается, что основная доля судебных экспертиз проводится негосударственными коммерческими и некоммерческими экспертными организациями. При этом, «отмечается что оно находиться в процессе взаимодействия государственных и негосударственных экспертов, что становится все более важным». В процессуальном законодательстве отсутствуют ясные стандарты, определяющие профессионализм и компетентность судебных экспертов, что отмечено М.В. Жижиным, проблемы в сфере судебно-экспертной деятельности объясняются следующими факторами: 1) Недостаточная подготовка в профессиональной сфере, связанной с экспертной деятельностью, 2) Отсутствие контроля за работа экспертов, не связанных с государством, 3) Отсутствие четких методических указаний и несвязанность различных ведомств,4) Отсутствие фактического эксперта ответственности как за свою работу, так и за предоставление неправильных заключений.Полностью поддерживаем основную точку зрения профессора М.В. Жижиной, считаю необходимым призвать к своего рода «экспертной революции», подразумевая под этим принятие нового федерального закона о судебно-экспертной деятельности, который бы систематизировал и унифицировал судебную экспертизу. Кроме того, государство должно было бы ввести лицензирование, учет и контроль за этой деятельностью, а также включить механизмы саморегулирования для негосударственных экспертных организаций. По нашему мнению, вместо того чтобы вносить множество изменений в недостаточно эффективную систему, лучше было бы принять новый закон, который бы отвечал современным требованиям сегодняшнего дня.Закон № 73-ФЗ должен быть заменен новым законом. Как уже отмечалось ранее, в 2013 году был создан и представлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. проект Федерального закона «Судебно-экспертная деятельность в РФ: основные аспекты и характеристики». Но, к сожалению, дальше принятия законопроекта в первом прочтении не получилось. Несмотря на несколько проблем с формулировкой, это не принесло желаемого результата. законопроекта он прекрасно мог послужить основой для последующих обсуждений, изменений и дополнений. Также можно использовать его в качестве основы для подготовки, обсуждения и принятия нового закона, с участием Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств Модельный закон «Реформировать текст с целью увеличения оригинальности. Основные аспекты деятельности судебно-экспертной экспертизы». Модельный набор норм представляет значимость и может быть применен в следующем контексте. закона:1. В соответствии со ст. 14 предоставленная информация касается организаций, специализирующихся в судебно-экспертной деятельности и соответствующих необходимым стандартам. ч. 1 и 2 настоящей статьи ответственным за судебно-экспертную деятельность субсидиях и постановлений, а также в соответствии с международными стандартами и обязательствами, осуществляющими функции в области разработки и осуществления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере юстиции совместно с органами государственной власти, которые имеют полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности, с учетом ограничений на раскрытие информации о государственных субсидиях и постановлениях, а также в соответствии с международными стандартами и обязательствами судебно-экспертных организациях и некоммерческих организаций, занимающихся судебной экспертизой, определяется их специализацией и профессиональными квалификациями их сотрудников. Кроме того, они должны следовать всем требованиям, установленным законодательством, и обладать необходимым оборудованием и материально-техническими ресурсами для проведения экспертизы. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью является обязательным условием для работы негосударственной некоммерческой судебно-экспертной организации и выдается компетентным государственным органом некоммерческих организаций добровольная аккредитация в области судебно-экспертной деятельности проводится в соответствии с установленными правилами уполномоченным органом исполнительной власти.Работником негосударственной некоммерческой организации, занимающейся судебно-экспертной деятельностью, является негосударственный судебный эксперт. Он имеет сертификат компетентности по определенным видам судебных экспертиз и экспертной специальности. В рамках своих должностных обязанностей он выполняет судебную экспертизу по поручению суда, органа (лица), назначившего ее, или руководителя судебно-экспертной организации. При этом ему необходимы процессуальные документы, предоставленные судом, органом или лицом, назначившим судебную экспертизу.Важно обратить внимание на Закон Республики Казахстан, принятый 10 февраля 2017 года. № 44-VI ЗРК «Деятельность, связанная с судебно-экспертными исследованиями». Таким образом, в законодательстве Республики Казахстан установлено, что осуществление судебной экспертизы задачу проведения судебной экспертизы могут выполнять следующие лица: сотрудники органов судебной экспертизы, физические лица, занимающиеся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, а также другие лица в случаях, установленных законом. При этом информация о судебных экспертах, которые являются сотрудниками органов судебной экспертизы, и лицах, имеющих лицензию на судебно-экспертную деятельность, должна быть внесена в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан. В общем, производство судебной экспертизы поручается лицам, включенным в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан. Установлены определенные требования к квалификации судебных экспертов. 1) Иметь высшее образование, 2) Обладать квалификацией судебного эксперта, которая подтверждается соответствующим квалификационным свидетельством, позволяющим проводить определенный вид судебной экспертизы. 3) Пройти сертификацию в соответствии с требованиями, установленными данным законом.Обязательное прохождение квалификационного экзамена для получения статуса судебного эксперта и выдачи квалификационного свидетельства. Судебные эксперты должны проходить повторную аттестацию каждые пять лет, за исключением тех, кто занимается этой деятельностью уже более двадцати лет. Для защиты прав и интересов судебных экспертов, координации их работы и соблюдения законодательства в этой области, создается некоммерческая организация - Палата судебных экспертов. Вступление в Палату обязательно для лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии. была установлена система образования, действующая на территории каждой отдельной области, города республиканского значения и столицы, где находится одна из территориальных палат судебных экспертов, являющаяся филиалом Палаты. Эта система была утверждена путем приказа министра юстиции Республики Казахстан от 21 апреля 2020 года. № 5 утверждены Правила оказания государственной услуги «Оформление разрешения на осуществление судебно-экспертной работы, включая судебно-медицинскую, судебно-наркологическую и судебно-психиатрическую экспертизу.Закон Республики Узбекистан от 17 января 2019 г. № ПП-4125 «О способах улучшения в дальнейшем судебно-экспертной деятельности» предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан о разрешении создания негосударственных судебно-экспертных организаций с предоставлением права проведения различных видов судебных экспертиз по списку, было одобрено. Кроме того, установлено, что эксперты негосударственных судебно-экспертных организаций обязаны пройти платные курсы повышения квалификации и переподготовки в государственных учреждениях. Лицам, успешно завершившим курсы по судебной экспертизе, выдается сертификат судебного эксперта, подтверждающий их профессиональную компетентность и соответствие требованиям квалификации в соответствующей области. Информация о получивших сертификат судебного эксперта лицах включается в Единый реестр, размещаемый на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан. Несоблюдение законодательства и отсутствие сертификата судебного эксперта запрещают проведение судебной экспертизы негосударственными судебно-экспертными организациями.Степени отличающихся от других регионов. В этих государствах судебно-экспертная деятельность регулируется определенными нормами, которые указывают на наличие сходных принципов и методов. Это свидетельствует о том, что в Центральной Азии существуют общие подходы к организации и проведению судебно-экспертных исследований, хотя они могут немного отличаться в каждом из этих государств. повышение уникальности текста, учитывающего рекомендации Модельного уровня, заключается в его переформулировке закона «О судебно-экспертной деятельности».Результаты сравнительно-правового анализа, разработанного К.Л., являются особенно ценными для законодателей РФ. Брановицким, И.Г. Ренцем и И.В. Решетниковой.Судебных делах, где требуется экспертное мнение, суды не всегда имеют достаточное понимание технических и научных вопросов, что может приводить к неправильным выводам и ошибочным решениям. Это связано с отсутствием четких критериев и стандартов для оценки экспертных заключений, а также с недостаточной квалификацией судей в данной области. В результате, правоприменительная практика страдает от ошибок и несправедливых решений, что негативно влияет на доверие к судебной системе. Поэтому необходимо усовершенствовать правовое регулирование судебно-экспертной деятельности, чтобы обеспечить более точные и справедливые решения в судебной практике. Определении Верховного Суда Российской Федерации считает, что апелляционный суд нарушил процессуальное право, делая выводы о судебной экспертизе. некапитальности в случае, если в судебной экспертизе было заявлено, что спорные строения являются некапитальными и временными, исследователь, не обладая достаточными знаниями в данной области, не согласился с этим выводом и решил самостоятельно определить, являются ли постройки капитальными, не обратившись к мнению сторон с о назначении соответствующей судебной экспертизы либо о вызове и опросе эксперта.Следующий случай: Суд апелляционной инстанции, не обладая особыми знаниями в этой сфере, изменил решение суда, имея сомнения в предыдущем заключении эксперта, без назначения повторной экспертизы в соответствии с установленным порядком и дополнительной экспертизы.Отсутствие специализированных знаний в области почерковедения и криминалистики, вынес решение, которое было подтверждено и апелляционным судом. Заключенный договор займа от 28 декабря 2016 г., отметил сходство между подписями в паспорте свидетеля Князевой А.В., который во время спорного периода являлся руководителем ООО ГК «Фавор», так как они не соответствуют законодательству и являются ошибочными. Проведение экспертизы может занять некоторое время, необходимым было обладание специфическими знаниями, что играло важную роль для правильного разрешения дела.Мероприятий с целью обучения адвокатов и улучшения их профессиональных навыков. В рамках данного цикла были проведены семинары, тренинги и конференции, на которых адвокаты могли обменяться опытом, обсудить сложности судебной практики и найти решения для своих клиентов. Основная цель ФПА РФ состояла в том, чтобы предоставить адвокатам возможность развития и повышения квалификации, несмотря на существующие проблемы в законодательстве и судебной практике, вебинаров в рамках нового курса «Особые компетенции в профессии юриста», мероприятиях чтоб у каждого из них были свои индивидуальные особенности и уникальный подход к представлению материала. Невозможно не оценить профессионализм и талант каждого из них. Все лекторы на этих мероприятиях продемонстрировали высокий уровень знаний и умения увлечь аудиторию в вебинарах. Несомненна польза от таких вебинаров мероприятий для адвокатов. Кроме того, важно осознать важность регулярного проведения таких мероприятий в кругах адвокатов. Вебинаров которые должны заинтересовать потенциальных слушателей - адвокатов, чтобы достичь наибольшего охвата. Однако, такой подход может быть не совсем этичным. Говорить о том, что в этих вебинарах «адвокаты смогут приобрести специальные знания и взаимодействовать с экспертами, что будет способствовать успешной работе». Да, эти вебинары предоставляют изобилие свежих и актуальных сведений о том, каким образом следует устанавливать взаимоотношения между адвокатами и экспертами, а также между адвокатами и судами, а также правоохранительными органами. Президент ФПА РФ полностью уверен, в том, что нет возможности установить абсолютное равенство между его убеждениями. «Сотрудники получат много новых знаний и полезных советов, которые помогут им стать опытнее и умелее» эксперты обладают специальными знаниями и умениями, которые недоступны другим. Однако, даже если адвокат разработает ходатайство на основе их секретов мастерства и полезных инструкций, это не гарантирует успеха из-за дискреционных полномочий суда. Качественный закон о судебно-экспертной деятельности может сократить возможности для таких судебных усмотрений, которые препятствуют законному и обоснованному решению суда и нарушают право на судебную защиту.Принятие проверенного эффективного закона о судебно-экспертной деятельности не является универсальным решением, так как помимо этого требуется объединенный закон об экспертизе и экспертной деятельности, включающий в себя нормы как судебной, так и внесудебной экспертизы и учитывающий рекомендации Постановления Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 апреля 2018 года. № 47-7 Модельного закона «Рассмотрение и профессиональная работа экспертов». Однако, данный вопрос подходит для будущих статей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Монгуш Ч.Х. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 175 - 184. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12613 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12613



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.