'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  21 просмотров

Исакова Т.И.

  


О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТ. 77.1 УИК РФ *

  


Аннотация:
в работе анализируются несовершенство законодательного регулирования в области оставления осужденных в СИЗО для участия в следственных действиях в качестве подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Делается вывод, что в настоящее время ст. 77.1 УИК РФ вызывает трудности в толковании, а отдельные ее положения признаны не соответствующими Основному закону РФ.   

Ключевые слова:
осужденный, следственный изолятор, УИК РФ   


В условиях развития демократического общества и правового государства решение проблем правового регулирования в различных сферах общественных отношений имеет важное значение. Особу роль в этом плане занимают отношений, возникающие в сфере государственного принуждения, в первую очередь, при исполнении различных видов уголовных наказаний. Об актуальности развития законодательной формы уголовно-исполнительной политики государства свидетельствуют и положения недавно принятой Концепции развития УИС до 2030 года. Поскольку все существующие проблемы правового и организационного характера в рамках одной статьи невозможно проанализировать, остановимся лишь на одной из них, которая, по нашему мнению, должна быть освещена и решена.Речь идет о проблемах толкования принятой после принятия нового УИК РФ в 1999 году ст. 77.1 УИК РФ. В соответствии с положениями данной нормы при необходимости участия в следственных действиях или судебном заседании в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе, либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя или суда. Во-первых, как показывает практика, в большинстве случаев положения данной статьи используется для участия в судебном заседании лиц, которые обжалуют какие-либо решения в порядке ст. 125 УПК РФ, хотя на тот момент они не являются ни подозреваемыми, ни обвиняемыми, ни свидетелями, ни потерпевшими. Также в порядке ст. 77.1 УИК РФ рассматриваются и ходатайства осужденных об условно-досрочном освобождении, освобождении от отбывания наказания. В связи с чем в правоприменительной практике возникают вопросы, правомерно ли применение данной нормы к осужденным, отбывающим наказание в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме. Представляется, что подобная практика правомерна, поскольку в СИЗО переводят человека в статусе осужденного, обеспечивая ему условия того учреждения, которое ему было назначено. Поэтому здесь препятствия законодательного характера отсутствуют.Во-вторых, отдельными авторами отмечается, что в данной статье отсутствует указание на ЛИУ, в которых содержатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза, наркоманией и алкоголизмом, хотя в следственной и судебной практике может возникнуть необходимость привлечения указанной категории осужденных для участия в следственных действиях и судебном разбирательстве. В связи с этим Е.В. Чернышенко предлагается дополнить положения ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ, указав в числе ИУ также ЛИУ [1]. C подобными предложениями в части допуска осужденных, больных открытой формой туберкулеза сложно согласиться, поскольку здесь, в первую очередь, идет речь о обеспечении требований к изоляции указанной категории, недопущения ими распространения болезни, особенно в условиях закрытого пространства – камер СИЗО. В-третьих, и это нельзя не отметить, что отдельные ее положения в 2020 году уже признавались противоречащими Конституции РФ. Тогда КС РФ признал 77.1 УИК РФ и ст. 18 ФЗ "О содержании под стражей…" в той части, в какой лица, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении (далее ИУ) либо переведенные в СИЗО из указанных ИУ для участия в следственных действиях в качестве подозреваемого, обвиняемого или участия в судебном разбирательстве в качестве обвиняемого, лишаются права на длительные свидания без установленных законом оснований. При этом законодатель до сих пор не внес соответствующие изменения в УИК РФ.В-четвертых, существует проблема толкования части диспозиции нормы в ст. 77.1, которая устанавливает, что осужденные содержатся на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Очевидно, что в данном случае администрации приходится не только обеспечивать материально-бытовые условиях по нормам того учреждения, в котором был осужденный, но и соблюдать требования раздельного их содержания, которых огромное количество. Решение подобной проблемы возможно лишь при изменении законодательства, причем, не только уголовно-исполнительного, но и ФЗ «О содержании под стражей».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Исакова Т.И. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТ. 77.1 УИК РФ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 163 - 166. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12611 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12611



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.