'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  50 просмотров

Брагина В.В.

  


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРСПОРТА В РФ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается хронология формирования законодательной базы киберспорта в РФ. Процесс создания нормативно-правовых актов, регулирующих основные аспекты киберспорта, начался после признания его как официального вида спорта в Российской Федерации. Процесс формирования национального законодательства относительно киберспорта основывается на нормах международного законодательства. На современном этапе развития правовое регулирование киберспорта имеет недостаточную степень развития на государственном и межгосударственном уровнях.   

Ключевые слова:
киберспорт, правовое регулирование, законодательство, нормативно-правовые акты, компьютерный спорт, киберспортсмены, спортивное право   


Признание киберспорта как официального вида спорта в Российской Федерации произошло в 2001 г. Однако через 5 лет компьютерный спорт был исключен из официальных видов спорта по причине того, что уровень развития данного вида спорта перестал отвечать требованиям п.3 Положения о Всероссийском реестре видов спорта.По прошествии 10 лет содержанием Приказа Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 года № 470 киберспорт возвращает себе статус официального вида спорта в Российской Федерации. Нахождение киберспорта во Всероссийском реестре видов спорта определяет и необходимость формирования законодательства, предметом регулирования которого будут правовые отношения в области компьютерного спорта. В 2017 г. киберспорт определяется в нормативно-правовой базе как вид спорта, развивающийся на общероссийском уровне.Формирование национального законодательства в РФ в сфере киберспорта не должно противоречить нормам международного законодательства. Следует отметить, что главным органом, регулирующем деятельность киберспортивных организаций на международном уровне, является Международная федерация киберспорта (IeSF), штаб-офис которой находится в Южной Корее. Цель деятельности данного международного органа определяется как совершенствование нормативно-правой базы, регулирующей спортивную деятельность и правовые отношения между киберспортсменами в сфере компьютерного спорта.На современном этапе развития национального законодательства, регулирующего положение киберспортсменов и правила компьютерного спорта в РФ, не разработан и не принят закон «О киберспорте» в РФ на федеральном уровне. Так, правовой статус спортсмена в киберспорте основывается на положениях следующих нормативно-правовых актов: Правила по виду спорта «Компьютерный спорт», которые были утверждены Министерством спорта Российской Федерации и не относятся к нормативно-правовым актам федерального уровня. В указанном нормативно-правовом акте содержится определение киберспорта: «вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных игр и/или видеоигр, где игра представляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой». Также в данном документе закрепляются права участников соревнований по компьютерному спорту, определяются системы проведения соревнования по компьютерному спорту, список противоправных деяний и характеристика применяемых санкций. Нормативно-правовой акт раскрывает и определение содержания киберспорта, которое составляют такие соревновательные дисциплины, как:- «соревновательные головоломки»,- «боевая арена»,- «технический симулятор»,- «стратегия в реальном времени»,- «спортивный симулятор»,- «файтинг». Правила по виду спорта «Компьютерный спорт» также закрепляют в своей правовой основе корректное отношение киберспортсменов к соперникам, правила поведения на соревнованиях по киберспорту, правила обращения со спортивным инвентарем и др.Общие аспекты спортивной деятельности в сфере киберспорта определяет содержание Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Однако данным нормативно-правовым актом не конкретизируются основные правила регулирования киберспорта в РФ, указывается только правовой статус, права и обязанности киберспортсмена, основы финансового обеспечения киберспорта, меры по медицинскому обеспечению спортсменов и ряд других аспектов. Так, к примеру, положениями законодательства определяется, что участником соревнований является «физическое лицо (спортсмен), команда спортсменов, сборная команда спортсменов, которые являются единицами турнирной сетки, достигшие на начало соревнований 14-летнего возраста, с соответствующим уровнем спортивной квалификации». Поскольку нормы Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяют, что спортсменом является «физическое лицо, которое занимается выбранными видом или видами спорта и выступает на спортивных соревнованиях», то киберспортсмена можно определить как физическое лицо, которое занимается киберспортом и выступает на соревнованиях. Положения статьи 24 «Права и обязанности спортсменов» Федерального закона № 329-ФЗ также относятся к киберспорту как официальному виду спорта в РФ.Киберспорт как правовая категория упоминается в содержании различных нормативно-правовых актов и судебной практики. Примером такого нормативно-правового акта на федеральном уровне является Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493, Заключение по патентным спорам, Постановление Губернатора МО от 31.08.2018 №389-ПГ, Решение Суда по интеллектуальным правам от 17.09.2020 по делу №СИП-343/2020 и др.Из этого следует, что правовой статус компьютерного спорта определяется положениями нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В 2020 г. происходит разработка и принятие «Дисциплинарного регламента ФСК России», содержание которого конкретизирует применение санкций в киберспорте к физическим и юридическим лицам. В 2021 г. был принят приказ Министерства спорта РФ от 1 декабря 2021 г. № 938 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт», содержание которого определяет требования к таким аспектам данного вида спорта, как:- структура и содержание,- лица, которые проходят спортивную подготовку и которые ее осуществляют,- результаты реализации,- условия реализации.На современном этапе развития правовое регулирование киберспорта имеет недостаточную степень развития на государственном и межгосударственном уровнях. Так, нормативно-правовыми актами в Российской Федерации определены правила компьютерного спорта и основные аспекты проведения соревнований по киберспорту. Однако открытыми в российском правовом пространстве остаются вопросы, связанные с отграничением ответственности в реальном пространстве и киберпространстве. Также существующие нормативно-правовые акты практически не регулируют вопросы, связанные с правообладанием на игры в киберспорте.Подводя итог анализу процесса развития правового регулирования киберспорта, следует отметить, что основным уровнем правового регулирования киберспорта является подзаконный уровень. Специфика киберспорта определяется тем, что правовые отношения, существующие в данной спортивной сфере, не относятся однозначно ни к одной правовой отрасли.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Брагина В.В. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРСПОРТА В РФ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 131 - 136. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12606 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12606



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.