'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 20

Просмотры  40 просмотров

Баранов К.А.

  


СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы организации и правового регулирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе.   

Ключевые слова:
правопорядок, воспитательная работа, патриотизм, мотивация, морально-психологическое обеспечение, органы внутренних дел   


На современном этапе развития и функционирования органов внутренних дел Российской Федерации воспитательная работа является одним из структурных элементов морально-психологического обеспечения, которая, в свою очередь, входит в систему работы с личным составом наряду с кадровой работой и профессиональной подготовкой сотрудников. Правовое регулирование воспитательной работы осуществляется на основании Конституции Российской Федерации [1], федеральных законов подзаконных нормативных правовых актов, в том числе приказов МВД России и его территориальных органов, организаций, выполняющих задачи, возложенные на Министерство внутренних дел Российской Федерации. В последние годы произошло определенное реформирование системы осуществления и правового регулирования воспитания личного состава. После вступления в силу приказа МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [2], а также приказа МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [3] основными целями морально-психологического обеспечения личного состава стали являться: воспитание у сотрудников высоких гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, определяющих их способность и готовность к успешному выполнению оперативно-служебных задач,формирование высокой профессиональной культуры сотрудников, укрепление авторитета органов внутренних дел в обществе, повышение престижа службы в них,сплочение служебных коллективов, поддержание в них на должном уровне служебной дисциплины и законности,формирование высокой управляемости служебных коллективов, надежности сотрудников, их морально-психологической устойчивости к влиянию психотравмирующих факторов и деструктивного информационно-психологического воздействия,формирование в служебных коллективах благоприятного социально-психологического климата.На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что объектами воспитания являются каждый отдельный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации и коллектив, в котором он проходит службу, а субъектами - руководители (командиры) подразделений всех уровней и сотрудники аппаратов по работе с личным составом. Важно отметить, что специалистам кадровой службы определена роль организаторов, а прямым и непосредственным начальникам – исполнителей. Специфической особенностью изучаемого процесса является то, что объекты и субъекты представляет собой взрослых, сформировавшихся людей, имеющих свои морально-нравственные установки, а сам процесс неразрывно связан с выполнением служебных обязанностей и происходит в условиях напряженной оперативной обстановки. Главной целью воспитания является поиск совпадений и привития ценностей, входящих в парадигму идеалов государственной полицейской службы. В пункте 4.5. приказа № 900 дается легальное определение воспитательной работы в органах внутренних дел, под которой понимается: «основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностью службы». Данное определение подчеркивает ведущую роль воспитательной работы во всей системе морально-психологического обеспечения, что свидетельствует о преемственности и передаче положительного опыта предшествующих нормативных актов, где воспитательная работа рассматривалась как отдельная категория. Принципы воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Поэтому они требуют комплексности при их использовании в воспитательном процессе. На основании указанной дефиниции и ведомственных циркуляров В.В. Михаиликов в своей статье «Воспитательная работа в органах внутренних дел и принципы ее реализации» выделяет следующие принципы, на которых основывается современная воспитательная работа в органах внутренних дел [4, с. 18]. К ним следует относить: целенаправленность и целесообразность воспитания, гражданско-патриотической характер, профессиональную ориентацию, воспитание личности в служебном коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход, сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства, личный пример руководителя (наставника). Перечисленные принципы системно применяются в осуществлении воспитательной работы с личным составом, которая состоит из ряда основных направлений. В статье В.О. Чернакова «Индивидуальная воспитательная работа как средство формирования и развития социальных качеств личности сотрудника полиции в современных условиях» на основании нормативно-правовой базы приводится следующая классификация воспитания: патриотические, профессиональное, правовое, нравственно-эстетическое, эстетическое, [5, с. 46].Несмотря на обширность и разносторонность направлений воспитательной работы, инструменты ее осуществления нормативно закреплены и четко регламентированы. В соответствии с пунктом 22 приказа МВД России № 900 существует 15 форм проведения воспитательной работы, к ним относятся: лекции, доклады, беседы, общее собрание сотрудников по категориям, митинги, служебные совещания, инструктивные занятия (инструктажи), служебные ритуалы (церемонии), чествование лучших сотрудников, встречи с деятелями культуры и искусства, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, диспуты, дискуссии, викторины, экскурсии, научно-практические конференции. На мой взгляд, перечисленные формы вполне могут обеспечить качественное осуществление воспитательной работы по вышеназванным направлениям.Кроме того, в настоящее время нормативно закреплены и методы осуществления воспитательной работы. Доктор педагогических наук, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя А.И. Король в одном из своих выступлений на научно-практической конференции классифицировал имеющиеся методы на следующие группы [6, с. 58]:1) методы формирования сознания (убеждение, пример, критика),2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение),3) методы стимулирования поведения (соревнование, поощрение).На основании изученного и изложенного в статье материала, у меня сложилось представление о том, что в настоящее время воспитательная работа в органах внутренних дел Российской Федерации имеет достаточный уровень нормативного урегулирования, систематизации и методологии. В то же время некоторые аспекты не имеют развернутого толкования и описания, что на практике может негативно сказываться на работе по морально-психологическому обеспечению оперативно служебной деятельности личного состава ввиду отсутствия четкой регламентации воспитательных процессов, что станет причиной неэффективного проведения ряда мероприятий, предусмотренных приказами и планами работы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Баранов К.А. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 119 - 124. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12604 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12604



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.