'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 4
  4. Научная статья № 18

Просмотры  33 просмотров

Хусаинов Н.С., Туляев Р.Б., Тлембаев М.Д., Ильясов Ж.Б.

  


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена методам исследования логистических бизнес-процессов в контексте отечественного и зарубежного опыта. Авторами обосновано выявление основных тенденций мирового и отечественного опыта развития подходов к управлению логистическими системами.   

Ключевые слова:
логистика, бизнес-процесс, логистический бизнес-процесс, реинжиниринг, редизайн, бенчмаркинг   


Все процессы бизнеса как организационной единицы, т.е. все процессы прямо или косвенно способствующие реализации цели бизнеса, являются бизнес– процессами. Таким образом, к бизнес–процессам относятся как ключевые процессы цепочки создания ценности, так и вспомогательные, а также процессы управления и развития данной цепочки создания ценности. Следует понимать, что все процессы предприятий и цепей поставок по своей сути являются частными случаями бизнес–процессов разной функциональной направленности и степени декомпозиции. Таким образом, функциональный и процессный подход неразрывно связаны и не противопоставляются друг другу. При процессном подходе к управлению за каждым бизнес– процессом закреплена одна или несколько ответственных за его исполнение организационных единиц. Для осуществления процессного управления могут использоваться следующие принципы, инструменты и методологии: 1. Цикл P–D–С–A (Plan–Do–Check–Act) – цикл Деминга, подразумевающий непрерывность процесса управления, проходящего последовательно следующие стадии: планирование, реализация, проверка/изучение, корректировочное действие, 2. Система сбалансированных показателей (BSC, Balanced Scorecard) Нортона и Каплана. Создание системы ключевых показателей эффективности процессов и мониторинг их значений является неотъемлемым атрибутом процессного управления,3. Бенчмаркинг, подразумевающий постоянное совершенствование процессов компании на основе сравнительной оценки ключевых показателей эффективности, 4. Принципы построения систем менеджмента качества (стандарты ISO серии 9000). Базовый стандарт ISO 9000 определяют восемь принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения системы менеджмента качества. Стандарт ISO 9001:2008 «Внедрение и сопровождающие документы» содержит дополнительные руководящие указания для внедрения процессного подхода в организации, 5. Принципы управления проектами, описанные в различных национальных и международных стандартах управления проектами. [1, с. 18]В рамках процессного управления потребность использования инструментария управления проектами может возникнуть, например, при принятии решения о запуске проекта совершенствования отдельного бизнес– процесса предприятия. При этом функциональное управление делает компанию более вертикально– структурированной, а процессное – горизонтально– структурированной. Недостатком вертикальной структуры управления можно в первую очередь назвать то, что стыковка между работами в рамках различных функциональных направлений возможна сугубо на уровне генерального директора. Эта проблема решается в рамках процессного управления, где за каждый сквозной бизнес– процесс назначается ответственный. Сквозной (или межфункциональный) бизнес–процесс – это бизнес–процесс, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими различную функциональную и административную подчиненность. В связи с развитием информационного общества и повышением значимости информационного ресурса все большее внимание обращается на сквозные бизнес–процессы и информационные потоки предприятий, в том числе связанных цепями поставок. Подход общего руководства цепью поставок как единым организмом представлен на рисунке 1 четвертым этапом развития концепций управления логистической системы./Рисунок 1. Этапы развития подходов к управлению логистическими системами.Где: 1 – Функциональное управление каждым предприятием, автоматизация и совершенствование отдельных функций и подпроцессов. Например, развитие концепции планирования ресурсов предприятия и соответствующих информационных систем класса MRP. Объект совершенствования – отдельные функции предприятий. 2 – Процессное управление. Управление бизнес– процессами в рамках отдельного предприятия. Развитие концепции ERP. Объект совершенствования – предприятие. 3 – Процессное управление. Интеграция отдельных участков смежных бизнес– процессов. Развитие концепций управления взаимоотношениями с клиентами, поставщиками, партнерами. Объект совершенствования – взаимодействие предприятий в цепи поставок. 4 – Процессное управление, выходящее за рамки работы отдельного предприятия. Формирование сквозных интегрированных бизнес–процессов участников цепи поставок. Развитие концепции управления цепями поставок (SCM). Объект совершенствования – цепь поставок.В таком случае, исходя из приведенной на рисунке 1 последовательности, можно сделать вывод, что компания на современном этапе развития уже не может успешно функционировать без внедрения процессного управления. При этом процессное управление должно применяться не только к отдельным бизнес– процессам предприятий, но и служить целям построения единой интегрированной среды предприятий и цепей поставок.Создание модели бизнес–процессов «как есть» («as is») С целью постоянного мониторинга бизнес–процессов компаний для последующего управления ими применяется концепция инжиниринга бизнес–процессов. Инжиниринг бизнес– процессов (или бизнес–инжиниринг) представляет собой создание модели бизнес– процессов «как есть» («as is»), отображающей текущее состояние функционирования компании, и постоянную ее актуализацию, что означает поддержание модели в виде, соответствующем меняющимся обстоятельствам реальной деятельности компании. [2, с. 32]Создание модели «как есть» («as is») является подготовительным этапом для последующего улучшения бизнес–процессов компании или компаний в цепи поставок. Последующий этап называется улучшением (совершенствованием) или оптимизацией процессной структуры. По завершении его создается обновленная модель «как должно быть» («to be»). Задачей завершающего этапа является соотнесение умозрительных решений, примененных к модели, с фактической работой компании или цепи поставок.Подходы к созданию модели бизнес–процессов «как должно быть» («to be»). После создания модели «как есть», описывающей состояние предприятия в настоящий момент времени, можно перейти к этапу создания модели «как должно быть». Компания может выбрать тот метод совершенствования, который ей представляется наиболее приемлемым в соответствии с поставленными задачами и выбранными процессами. В общем случае выделяется 3 основных подхода в зависимости от кардинальности изменений процессов: 1. Улучшение бизнес–процессов (Business Process Improvement – BPI). 2. Редизайн бизнес–процессов (Business Process Redesign – BPRD или BPR+). 3. Реинжиниринг бизнес–процессов (Business Process Reengineering – BPR). [3, с. 45]Улучшение бизнес–процессов (BPI) – это наименее кардинальный способ совершенствования бизнес–процессов, представляющий собой метод улучшения способа организации и управления бизнес– операциями.Редизайн или перепроектирование бизнес–процессов (BPRD или BPR+). Данный метод разработки нового процесса или процесса, значительно превосходящего существующий с точки зрения удовлетворения потребителя.Реинжиниринг бизнес–процессов. Третий и наиболее кардинальный из всех известных на данный момент методов совершенствования бизнес–процессов – реинжиниринг. Он включает серьезные, иногда радикальные, инновации процессов и предполагает максимально творческий подход участников реинжиниринга к перепроектированию процессов. [4, с. 48]Итак, все три подхода BPI, BPRD и BPR являются методами общей концепции совершенствования бизнес–процессов, которая в случае первых двух подходов может реализовываться не разово, а носить постоянный характер. Совершенствование бизнес–процессов с учетом логистического подхода означает совершенствование бизнес–процессов на принципах 7П/7R, что актуально как для предприятий, так и для цепей поставок. Исследования процесса развития и эволюции логистических организаций в США показывают, что менеджеры– логисты стремятся организовать проектирование логистических структур с помощью агрегирования функций.Первая стадия эволюции. На этой стадии организационные изменения привели главным образом к группированию функций в пределах традиционных сфер маркетинга и производства. [5, с. 56]Таким образом, были рассмотрен зарубежный опыт логистических бизнес – процессов производственного предприятия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хусаинов Н.С., Туляев Р.Б., Тлембаев М.Д., Ильясов Ж.Б. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 103 - 110. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12602 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12602



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.