'
Межина М.В., Хмельков А.Н.
МОДЕЛЬ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ *
Аннотация:
в статье представлены результаты исследования реализации модели прыжковой подготовки в художественной гимнастике.
Ключевые слова:
художественная гимнастика, этап спортивной специализации
Актуальность исследования. В настоящее время процесс прыжковой подготовки в художественной гимнастике базируется на обобщенном представлении о технической сложности прыжка и воспитание прыгучести, как ведущего качества гимнастки, позволяющего выполнить программный прыжок высоко и амплитудно [1, 2]. Данный подход не позволяет учитывать современные требования, предъявляемые к уровню прыжковой подготовки гимнастки, и не позволяет работать на будущую перспективу в плане усложнения прыжков и на сличай будущих изменений в правилах соревнований.Таким образом, проблемная ситуация заключается в том, что с одной стороны, существует большое разнообразие различных по сложности прыжков, серии прыжков, композиционная и индивидуальная составляющая прыжков, позволяющих повысить техническую ценность соревновательных программ гимнастки, соответствовать новым требованиям правил судейства, а, с другой стороны, отсутствует четко выработанная модель прыжковой подготовки, позволяющая эффективно реализовывать прыжковый потенциал гимнастки с перспективой на будущее изменение требований и правил судейства в художественной гимнастике. [1,2].Цель исследования. Разработать модель прыжковой подготовки, повышающую качество исполнения прыжков в художественной гимнастике на этапе спортивной специализации.Организация исследования. Исследование проходило на базе ГАУ ДО ПО «СШОР по гимнастике им. Н. А. Лавровой» (г. Пенза). Для проведения педагогического эксперимента были созданы контрольная и экспериментальная группы, в состав которых входили по 6 гимнасток в возрасте 13 лет. Педагогический эксперимент проводился в течение 12 месяцев: с января по декабрь 2023 года. Контрольная группа тренировалась в соответствии с программой, предназначенной для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке «художественная гимнастика». В программу тренировок экспериментальной группы была включена модель прыжковой подготовки гимнасток. До и после педагогического эксперимента проводились контрольные испытания в контрольной и экспериментальной группах, с целью определения динамики развития качественных и количественных показателей прыжков.Результаты исследования. Модель прыжковой подготовки в художественной гимнастике на этапе спортивной специализации, реализовывалась в процессе технической, общефизической, специальной физической, хореографической подготовок. Каждый вид спортивной подготовки включал три обучающих блока: блок-одиночные прыжки, блок-серии прыжков, блок-комбинированного прыжка. В каждом блоке предполагалось совершенствование прыжков в условиях, ограничивающих отрицательные влияния внешних сил, в усложненных условиях, в условиях создания сопротивления, усиливающих избирательное воздействие на прыжок. В начале исследования нами были сформированы экспериментальная и контрольная группы, для подтверждения однородности и равнозначности групп гимнасток на этапе спортивной специализации была проведена статистическая обработка данных с расчетом показателей достоверности различий в результатах тестирования прыжков. Результаты представлены в таблице 1.Таблица 1. Результаты прыжковой подготовки, контрольной и экспериментальной группы гимнасток 5 года обучения на этапе спортивной специализации (n=12) до педагогического эксперимента. /В конце педагогического эксперимента нами было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах, результаты тестов гимнасток этапа спортивной специализации представлены в таблице 2.Таблица 2. Сравнение результатов прыжковой подготовки, контрольной и экспериментальной группы гимнасток 5 года обучения на этапе спортивной специализации (n=12) после педагогического эксперимента./Сравнивая результаты экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента, можно заметить, что у гимнасток произошел существенный прирост качественных и количественных показателей прыжков по сравнению с гимнастками контрольной группы. Качество исполнения прыжка шагом в кольцо прогнувшись в экспериментальной группе увеличилось с 7,8±0,08 до 8,2±0,08 баллов, прирост в среднем 0,4 балла - 5%, в контрольной группе прироста по этому виду испытаний не произошло с 7,9±0,26 до 7,9±0,08. Качество исполнения серии одинаковых прыжков в шпагат в экспериментальной группе увеличилось с 7,9±0,08 до 8,5±0 баллов, прирост в среднем 0,6 балла, что составляет 8%, в контрольной группе с 8,0±0 до 8,4±0,17 баллов, прирос в среднем 0,4 балла – 5%.Вывод. Эффективность предложенной модели прыжковой подготовки на этапе спортивной специализации в художественной гимнастике подтвердилась достоверным улучшением показателей результатов тестирования в экспериментальной группе по сравнению с аналогичными показателями гимнасток контрольной группе в конце эксперимента.
Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3
Ссылка для цитирования:
Межина М.В., Хмельков А.Н. МОДЕЛЬ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 944 - 948. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12568 (дата обращения: 15.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*