'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 93

Просмотры  66 просмотров

Коншина В.В.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ: КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается компоненты психологической сепарации - эмоциональная, когнитивная и поведенческая - и ее влияние на развитие личности. Указывается, что психологическая сепарация способствует формированию самоидентификации, самостоятельности, развитию социальных навыков и умений. Упоминаются аспекты эмоциональной и социальной отделенности в рамках психологической сепарации.   

Ключевые слова:
сепарация, психологическая сепарация, эмоциональная сепарация, когнитивная сепарация, поведенческая сепарация, самоидентификация, самостоятельность, социальные навыки   


В современном мире, где технологии и социальные сети играют все более значимую роль в нашей жизни, психологическая сепарация становится все актуальнее. Это понятие относится к процессу отделения и индивидуализации личности от своих родителей или близких людей. В данной статье мы рассмотрим компоненты психологической сепарации и ее влияние на развитие личности.Сепарация (от лат. separatio) - отделение. Психологическая сепарация - термин для обозначения ухода от объекта или прекращения отношений с ним, предложенный М. Малер психоаналитический термин сепарация – это интрапсихический процесс, входящий в структуру сепарации-индивидуации, из-за чего индивид обретает ощущение себя как самостоятельного существа, отдельного от объекта [3].Психологическая сепарация состоит из нескольких основных компонентов: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Эмоциональная сепарация означает отделение от эмоциональной зависимости родителей и возможность выражать свои чувства независимо. Когнитивная сепарация предполагает формирование самостоятельного мышления, осознание своих уникальных ценностей и установок. Поведенческая сепарация заключается в принятии ответственности за свое поведение и принятии решений без постоянного одобрения окружающих [2].Исследования показывают, что психологическая сепарация играет важную роль в развитии личности. Она способствует формированию самоидентификации и самостоятельности, а также развитию социальных навыков и умений. Взрослые, прошедшие успешный процесс сепарации, обычно более уверены в себе, имеют высокую самооценку и меньше подвержены стрессу [1].Психологическая сепарация - это процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни, влияя на развитие личности. Она означает постепенное отделение от родителей и формирование собственной самостоятельности и независимости.Одним из компонентов психологической сепарации является эмоциональная отделенность от родителей. Это происходит по мере того, как ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять свои потребности и выражать свои чувства. При этом он начинает формировать свое собственное «Я» и расширять границы своего индивидуального пространства.Когда ребенок начинает ходить в школу, возникает еще один аспект психологической сепарации - социальная отделенность. Ребенок сталкивается с новыми людьми и обстоятельствами, что требует от него адаптации к новому окружению. Он начинает формировать свою собственную социальную идентичность и отделяться от группы родителей.Эмоциональное отделение от родителей является одним из ключевых компонентов психологической сепарации, которая играет важную роль в развитии личности. Этот процесс предполагает постепенное освобождение от эмоциональной зависимости и формирование самостоятельной индивидуальности. Эмоциональная сепарация начинается с подросткового периода, когда молодые люди начинают искать свою идентичность за пределами семьи. Они сталкиваются с необходимостью выражать свои чувства, мысли и желания независимо от ожиданий родителей.Важным аспектом эмоционального отделения является разработка здоровых границ в отношениях между родителями и детьми. Молодые люди должны научиться устанавливать границы для того, чтобы сохранить свою индивидуальность, а также учитывать потребности других людей. Осуществление эмоционального отделения может быть сложным процессом для обеих сторон: как для молодого человека, который стремится найти свое место в мире, так и для родителей, которые привыкли к роли защитников [4].Психологическая сепарация, или процесс отделения от родителей и формирования самостоятельности, является важной стадией развития личности. Влияние этого процесса на формирование самостоятельности и самоопределения не может быть недооценено.Еще один компонент – физическое отделение, когда молодой человек становится независимым от материальной поддержки родителей. Это позволяет ему развить навыки самостоятельности и ответственность за свою жизнь.Важным аспектом психологической сепарации является также социальное отделение. Молодые люди начинают строить свое общество, находят новых друзей и партнеров, что помогает им развивать свои социальные навыки и самоопределение.Психологическая сепарация является важным понятием в развитии личности и отношений между людьми. Она представляет собой процесс отделения и индивидуализации, когда человек начинает формировать свою самостоятельность и независимость от родителей или других значимых фигур.Ключевые компоненты – социальная среда и личностные факторы. Социальная среда играет важную роль в формировании самостоятельности личности. Взаимодействие с различными людьми, общение, участие в группе помогают развить навыки саморегуляции, принятие решений, а также способность к эмпатии и пониманию других людей.Личностные факторы также оказывают влияние на процесс психологической сепарации. Различные черты характера, особенности темперамента и стилей поведения могут повлиять на то, как быстро или медленно человек будет достигать независимости и самостоятельности [1].Стратегии справления с эмоциональной сепарацией играют важную роль в развитии личности и ее психическом благополучии. Исследования показывают, что люди, успешно преодолевающие этот период, часто проявляют высокую степень адаптивности и уверенности в себе. Можно выделить две основные стратегии – поиск поддержки у близких людей. Разговаривая о своих эмоциях и переживаниях с доверенными людьми, можно получить не только эмоциональную поддержку, но и новые точки зрения на сложные жизненные ситуации и развитие саморегуляции. Умение контролировать свои реакции на стресс и тревогу помогает сохранять психическое равновесие. Также важно осознавать свои цели и значения в жизни. Четкая направленность помогает создать структуру и осмысленность в новой жизни после сепарации [1].Психологическая сепарация оказывает значительное влияние на развитие личности. Она способствует формированию самооценки и самостоятельности, а также развитию социальных навыков и умений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коншина В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ: КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 604 - 608. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12512 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12512



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.