'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 177

Просмотры  72 просмотров

Кудряшова Е.В., Гальчуткина М.Н.

  


ЧЕЛОВЕК И МАШИНА: КРИТИКА ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена проблематика философии техники Н.А. Бердяева в работе «Человек и машина». Данная статья посвящена проблеме социологии и метафизики техники. Поднимается проблема человека в связи с анализом роли техники, научно-технического прогресса и его последствий для общества. Обозначены проблемы распространения техники, разрушения человека и общества в целом в погоне за материальным. Сопоставлены эсхатологическая и техническая проблематики, обозначены возможности техники и ее безусловное влияние на организацию нашей действительности   

Ключевые слова:
человек, машина, техника, философия техники, философия духа, прогресс, наука   


УДК 1 

Кудряшова Е.В.

кандидат философских наук,

доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Ульяновский институт гражданской авиации

им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

(г. Ульяновск, Россия)

 

Гальчуткина М.Н.

курсант 3 курса, факультет "Авиатопливообеспечение воздушных перевозок"

Ульяновский институт гражданской авиации

им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

(г. Ульяновск, Россия)

 

ЧЕЛОВЕК И МАШИНА: КРИТИКА ТЕХНИКИ

В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА

 

Аннотация: в статье рассмотрена проблематика философии техники Н.А. Бердяева в работе «Человек и машина». Данная статья посвящена проблеме социологии и метафизики техники. Поднимается проблема человека в связи с анализом роли техники, научно-технического прогресса и его последствий для общества. Обозначены проблемы распространения техники, разрушения человека и общества в целом в погоне за материальным. Сопоставлены эсхатологическая и техническая проблематики, обозначены возможности техники и ее безусловное влияние на организацию нашей действительности.

 

Ключевые слова: человек, машина, техника, философия техники, философия духа, прогресс, наука.

 

Вопрос о взаимодействии человека и техники и о перспективах этого взаимодействия встал ещё в XVIII веке. Попытки ответить в конце XIX века на него привели к появлению философии техники.

Одним из выдающихся мыслителей этой сферы философии стал Н.А. Бердяев, цель нашего доклада – познакомить аудиторию с его идеями в области осмысления проблемы техники и ее роли в обществе.

Знаменитый русский философ Н.А. Бердяев известен как религиозный философ, поэтому проблема человека находится в центре его философского творчества. Проблема человека поднимается в связи с анализом роли техники, научно-технического прогресса и его последствий для общества. Довольно подробно исследуя роль капитализма и социализма в роковых последствиях власти техники для духовной жизни общества, он дает свои прогнозы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. В противостоянии человек – машина, человек – техника, он увидел причины глубочайшего отчуждения человека от природы. Его размышления о последствиях для окружающей среды взаимодействия человека и машины, недооцененные до сего дня, актуальны как никогда [1].

Наиболее остро рассмотрена проблематика философии техники в статье Н.А. Бердяева «Человек и машина». Одной из задач нашего исследования является рассмотрение основных идей этой статьи.

Ведущая идея Н.А. Бердяева – определение техники. Философ понятие техники трактует широко, поскольку в его работах разговор идет не только о технике в классическом ее понимании, но и о технике человеческого мышления, о технике духовной составляющей человека. Следует обратить внимание на этот момент, потому что он помогает понять связь развития техники с такими понятиями, как цель и смысл жизни современного общества. Техника повсюду учит достигать более высоких результатов при меньших затраченных силах, оговаривает очевидное ученый.

Но ныне, в отличие от старых культур, достижения количества заменяют достижения качества, и техника есть способ, инструмент, а не цель. Философ также отмечает, что техника для научных деятелей, делающих открытия, для инженеров, создающее новое, может стать целью жизни и в этом случае она как знание и изобретение получает духовный смысл. Но смена жизненных целей на технические средства может означать угасание духа, что и происходит везде и всюду. В нашу техническую эпоху роковая роль господства техники в жизни человека приводит к изменению целей жизни на средства жизни. Человек становится орудием производства продуктов, и вещь приобретает более высокое значение чем человек. Причем это происходит в грандиозных масштабах [1].

Следующая значимая идея Н.А. Бердяева касается значения техники в современном обществе. Он отмечал, что вопрос о технике стал вопросом судьбы человека и судьбы культуры. С точки зрения Н.А. Бердяева изобретение машины – это выражение гуманизма и его ценностей, где по стандарту человек выступает как подданный техники. Ощущается обеспокоенность философа, так как с начала ХХ в. Техника овладевает огромной властью над человеком, под угрозой оказывается будущее всего человеческого рода: «В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета любви» [2]. Мы видим кардинальное изменение идеалов и ценностей. И создание божества из техники недопустимо.

Бердяев испуган тем, что человека гораздо в меньшей степени станет заботить душа. Помимо этого, машина существенно облегчает труд человека, то есть люди отвыкают от ручного труда. Повсеместная автоматизация машин приведет к тому, что наступит век бездействия. И современность это подтверждает.

Н.А. Бердяев в работе «Человек и машина» пытался уподобить две проблематики: эсхатологическую и техническую. При этом машина понимается как «освобождающее дух человека начало». Философ пророчит будущее, где человек духовный возвысится над всеми своими изобретениями, подчинивши их во благо человечеству.

В работе представлено три стадии развития культуры человека: природно-органическая, культурная, технически - машинная. При этом выдвигается относительная характеристика «организма» и «механизма» как противостоящих друг другу субъекта и объекта, рассматривается их взаимосвязь и конфликты.

Также, важной идеей Н.А. Бердяева является идея власти технизации: «Техника перестает быть нейтральной…» [2]. Она создает у человека зависимость, губит душу, она жестока к людям. Техника не обладает связью с душой. Она порождает комфорт, значительно упрощает быт человека, но техника начинает занимать важное, главное место в мышлении любого человека. На сегодняшний день это действительно так.

Духовно человек становится беднее, а пустота духа возмещается изобретательностью, созданием все большего количества техники, человек становится «богом для себя и для космоса» [2]. Н.А. Бердяев выделяет сторонников и противников «усовершенствования жизни». Одни рассматривают технику как что-то нейтральное, другие «переживают технику апокалиптически, испытывая ужас перед ее возрастающей мощью над человеческой жизнью, видя в ней тождество духа антихриста» [2]. Такое резкое отношение объясняется достаточно просто: всё новое, отличающееся от обыденного, «объявляется злом» [2]. Не всякий человек готов к изменениям в привычном ходе жизни и болезненная реакция на ранее не существующее вполне объяснимо.

Невозможно не отметить мысль философа в отношении времени: «Техника овладевает временем и радикально меняет отношение ко времени» [2]. Здесь говорится идет о том, что у жизни в разы увеличивается темп, человек постоянно куда-то торопится: «Но технический актуализм подчиняет человека и его внутреннюю жизнь все ускоряющемуся движению времени. В этой бешеной скорости современной цивилизации, в этом бегстве времени ни одно мгновение не остается самоцелью и ни на одном мгновении нельзя остановиться, как на выходящем из времени» [2]. Автора огорчает то, что у человека «нет времени для вечности», то есть ценности человека кардинально изменяются, и человек практически не задумывается о своей душе, о великом, о Боге. Отдельные люди и вовсе потеряли веру в его существование, толкуя все явления и процессы с научной точки зрения.

Н.А. Бердяев выступает в данной статье как противник распространения техники, что связано с его религиозными взглядами и учениями. Но при этом Николай Александрович отмечает: «Не машина, а человек виновен в страшной власти машинизма, не машина обездушила человека, а сам человек обездушился» [2]. Следовательно, вся ответственность лежит на плечах самого человека, он обязан мыслить глобально, не забывать историю, считаться с настоящим, чтить личность человека и думать о своем духовном росте.

Н.А. Бердяев выдвигает решение данной проблемы. Он уверен, что духовность человека сильнее царства техники. Душа способна обратить технику во благо обществу, но у человека не останется выбора кроме как обратиться в интроспекцию, для того чтобы вернуть свое угасшее духовное начало. Только это может спасти его, избавив от зависимого положения.

Целью прогресса, по мнению Н.А. Бердяева является обретение потерянного, где победа духа над техникой соотносима с ностальгией об утерянном рае, что соответствует религиозной составляющей мировоззрения философа. Религия является основой для каждого человека. И понимание этого способно изменить жизнь.

«Путь окончательного освобождения человека и окончательного осуществления его призвания есть путь к Царству Божьему, которое есть не только Царство Небесное, но царство преобразованной земли, преобразованного космоса» [2]. Только духовность, путь к Богу, являются ключом. Несчастье цивилизованной общественности заключается в том, что человек потерялся сред машин, он чувствует себя одиноким, предпочитая комфорт, акцентируя на материальном. По мнению Н.А. Бердяева, по этой причине процесс цивилизации обернется в обратном направлении, разрушая как каждого человека, так и общество в целом.

Кажется, что Н.А. Бердяев упрекает каждого человека в том, что он повиновался технике, позволил ей выполнять за себя большую часть работы. Приводятся следующие доводы: «техника отрывает человека от земли», «техника есть порождение воли к могуществу и к экспансии», «техника наносит страшные удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры» и т.д. Можно предположить, что автор хотел донести до каждого читателя мысль о том, что технизация является неизбежным процессом, но в силах человека остаться духовным, культурным. Погоня за материальным подчас убивает, о чем и предупреждал Н.А. Бердяев в своей статье.

По моему мнению, работа Н.А. Бердяева «Человек и машина» будет актуальна всегда, ведь в ней затронуты животрепещущие темы духовности, развития цивилизации, природы. Следует отметить, что русский мыслитель не отрицал технику вообще, а многие прогнозы, высказанные Бердяевым в отношении перспектив развития техники, в основном подтвердились на рубеже двух тысячелетий [3].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Головко Э.П. Н.А. Бердяев о кризисе человека, человечности и природы // Лесной вестник. 2011. №2. С.68-72;
  2. Бердяев Н. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // «Путь». – Май 1933. – №38. – с. 3-38;
  3. Кондаков В.А. Философия техники в творчестве Н.А. Бердяева и современность //Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. №2. С.15-17;
  4. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие: [Для техн. вузов] / И. А. Негодаев. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 1997 г.

 

Kudryashova E.V.

Ulyanovsk Institute of Civil Aviation

(Ulyanovsk, Russia)

 

Galchutkina M.N.

Ulyanovsk Institute of Civil Aviation

(Ulyanovsk, Russia)

 

MAN AND MACHINE: CRITICISM OF TECHNOLOGY

IN PHILOSOPHY OF N.A. BERDYAEV

 

Abstract: the article examines the problems of N.A. Berdyaev's philosophy of technology in the work "Man and Machine". This article is devoted to the problem of sociology and metaphysics of technology. The human problem is raised in connection with the analysis of the role of technology, scientific and technological progress and its consequences for society. The problems of the spread of technology, the destruction of man and society as a whole in pursuit of the material are outlined. The eschatological and technical problems are compared, the possibilities of technology and its unconditional influence on the organization of our reality are indicated.

 

Keywords: man, machine, technology, philosophy of technology, philosophy of spirit, progress, science.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кудряшова Е.В., Гальчуткина М.Н. ЧЕЛОВЕК И МАШИНА: КРИТИКА ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 1037 - 1043. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12416 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12416



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.